Влияние качества очистки топлива на работу топливной аппаратуры

Надежность и долговечность топливной аппаратуры зависят главным образом от продолжительности безотказной работы прецизионных деталей: плунжерных пар и нагнетательных клапанов топливного насоса и распылителей форсунок. Зазоры в сопряжениях плунжер — втулка и корпус распылителя — игла находятся в пределах 0,6—2,5 мкм. Мельчайшие абразивные частицы, попадая в зазоры, вызывают усиленное изнашивание и царапание трущихся поверхностей. По мере изнашивания прецизионных деталей снижается производительность насосных элементов, изменяются момент, продолжительность и давление впрыска топлива в цилиндры двигателя, снижается качество распыливания топлива. По этим причинам ухудшается процесс смесеобразования и сгорания топлива, снижаются мощность и экономичность двигателя.

Согласно ГОСТ 6370—59, механических примесей в топливе должно быть не более 0,005%, т. е. не более 50 г на 1 т топлива. В действительности же зачастую в дизельном топливе, хранящемся на нефтебазах, количество механических примесей достигает 120 г/т и более, а в местах заправки содержание их доходит до 200—250 г/т. В топливных баках тракторов механических примесей содержится до 250—300 г/т. Загрязнение топлива механическими примесями происходит в основном при его хранении и транспортировке, а также при заправке тракторов и работе их в пыльных условиях.

Основную массу механических примесей составляют кремнезем Si02 и глинозем А1203, которые обладают высокой твердостью, в 2—3 раза превышающей твердость рабочих поверхностей прецизионных деталей топливной аппаратуры. Оказавшись в зазорах, эти примеси царапают трущиеся поверхности, что влечет за собой заклинивание и выход из строя указанных деталей. При попадании абразивов в распылитель происходит зависание иглы в корпусе, что вызывает перебои в работе двигателя, влекущие за собой закоксовывание распылителя и выход его из строя.

Абразивы, находящиеся в топливе, вызывают также усиленное изнашивание деталей подкачивающего насоса, сопровождаемое снижением производительности топливного насоса. При изношенных плунжерных парах и деталях подкачивающего насоса топливо попадает в картер топливного насоса и регулятора и, разжижая смазку, способствует усиленному изнашиванию кулачкового вала, толкателей и трущихся сопряжений регулятора. Вследствие этого изменяются рабочие характеристики топливного насоса и регулятора и ухудшается работа двигателя.

Не меньший вред топливной аппаратуре причиняет вода, попадающая в дизельное топливо при небрежном его хранении. Оказавшись на рабочих поверхностях прецизионных деталей, вода вызывает их коррозию, приводящую к заклиниванию трущихся сопряжений и выходу из строя указанных деталей. Кроме того, вода понижает теплотворную способность топлива, а следовательно, мощность двигателя. При температуре топлива ниже нуля содержащиеся в нем частицы воды замерзают и в виде мелких кусочков льда забивают топливопроводы. По этой причине затрудняется запуск двигателя в зимнее время.

Если фильтры исправны, в топливный насос попадает мало примесей, причем настолько малых размеров, что они свободно проникают в зазоры прецизионных пар, почти не повреждая их. При засорении фильтрующих элементов повышается давление перед фильтром, что способствует проникновению внутрь элементов частиц более крупных размеров. В случае порчи или ослабления крепления элементов к насосу начинают поступать частицы больших и малых размеров в значительном количестве. Эти частицы, попадая на трущиеся поверхности прецизионных пар, вызывают усиленное абразивное изнашивание деталей и быстрый выход их из строя.

По мере засорения фильтрующих элементов снижается их пропускная способность, вследствие чего падает давление топлива за фильтром. При значительном загрязнении элементов и падении давления за фильтром тонкой очистки до 0,4—0,2 кгс/см2 снижается производительность насосных элементов и повышается степень неравномерности подачи топлива в цилиндры двигателя. В результате снижения производительности насоса падает мощность, а при неравномерной подаче происходит неравномерное изнашивание деталей цилиндро-поршневой группы.

Чтобы избежать отмеченных явлений, необходимо своевременно сливать отстой из корпусов фильтров и топливного бака, промывать и заменять фильтрующие элементы.