Техническая экспертиза деталей цилиндро-поршневой группы

Двигатель разбирают для проведения технической экспертизы путем осмотра и микрометража сопряжений цилиндро-поршневой группы и замены непригодных деталей, если диагностические параметры достигли предельных значений или превышают допустимые в эксплуатации величины.

Если после поступления с завода-изготовителя или после ремонта двигатель вскрывается впервые, то в этом случае нередко заменяют лишь поршневые кольца. В дальнейшем при достижении предельных или превышении допустимых в эксплуатации значений параметров состояния цилиндро-поршневой группы ее заменяют полностью. В случае предельной разницы между количеством газов, прорывающихся в картер при декомпрессировании какого-либо цилиндра, и средним количеством газов, прорывающихся в картер при поочередном декомпрессировании остальных цилиндров, а также в случае предельной разницы между компрессией в каком-либо цилиндре и средней компрессией в остальных цилиндрах в цилиндре заменяют непригодные детали (чаще всего поломавшиеся или пригоревшие поршневые кольца).

После разборки двигателя вопрос о замене тех или иных деталей цилиндро-поршневой группы решают, исходя из результатов их осмотра и микрометража, при котором замеряют износ гильз цилиндров в верхнем и среднем рабочем поясе, зазоры между гильзами и юбками поршней, зазоры в стыках поршневых колец, высоту колец и канавок поршней, зазоры между бобышками поршней и поршневыми пальцами, а также между пальцами и втулками верхних головок шатунов. Для этих целей применяют индикаторный нутромер, микрометр, мерительные плитки, индикатор часового типа и щупы. Результаты микрометража деталей заносят в таблицу.

Структурные параметры технического состояния цилиндро-поршневой группы

Параметры

А-01М, А-01, А-41,

Я М3-238Н Б

Д-Ю8, КДМ-100

СМД-14, СМД-14А

Д-54А

д-50,

Д65-Н,

Д-48

Д-37М. Д-37Е, Д-21

Д-20

Д-16

Зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра в верхнем рабочем поясе, мм: номинальный допустимый предельный

0,2]—0,19 0,35 0,60

0,30—0,34 0,45 0,70

0,20—0,24 0,35 0,60

0,23—0,27 0,40 0,65

0,18—0,22 0,30 0,50

0,18—0,22 0,30 0,50

0,20—0,24 0,30 0,50

0,22—0,26 0,30 0,50

Зазор между канавкой поршня и верхним компрессионным кольцом, мм:

номинальный

допустимый

предельный

0,24—0,26 0,30 0,50

0,08-0,12 0,30 0,50

0,08—0,12 0,30 0,35

0,09—0,13 0,30 0,50

0,08-0,12 0,30 0,50

0,10-0,14 0,30 0,50

0,10—0,14 0,30 0,50

0,10-0,14 0,30 0,50

Зазор в стыке верхнего компрессионного кольца, мм номинальный допустимый предельный

0,45—0,65 3,5 6,0

0,70-1,10 4,0 7,0

0,35—0,75 3,5 6,0

0,50-0,80 3,5 6,0

0,40—0,80 3,5 6,0

0,50—0,80 3,5 6,0

0,50-0,80 3,5 6,0

0,20—0,60 3,0 5,0

Зазор в стыке масло-съемного кольца, мм:

коробчатого: номинальный допустимый предельный

0,45—0,65 2,0 3,0

0,50—0,90 2,0 3,0

0,50-0,80 2,0 3,0

0,50-0,80 2,0 3,0

0,50-0,80 2,0 3,0

0,20-0,60 2,0 3,0

Если причиной разборки двигателя оказался чрезмерный прорыв газов в картер или недопустимо высокий угар картерного масла, а зазоры между юбками поршней и гильзами находятся в пределах допустимых значений, то следует заменить только поршневые кольца. Гильзы цилиндров больше всего изнашиваются в плоскости, перпендикулярной продольной оси двигателя, поэтому при необходимости их рекомендуется поворачивать на 90° вокруг оси, с тем чтобы в процессе дальнейшей эксплуатации эти поверхности изнашивались менее интенсивно. Если причиной разборки двигателя была неисправность в каком-либо цилиндре (например, поломка поршневых колец), то и в этом случае рекомендуется провести экспертизу всей цилиндро-поршневой группы и, если потребуется, заменить износившиеся и неисправные детали. При допустимых зазорах во всех сопряжениях, перечисленных в таблице 9, но чрезмерных значениях угара масла и прорыва газов в картер рекомендуется заменять только поршневые кольца. В случае чрезмерного износа гильз и поршней заменяют всю цилиндро-поршневую группу.