Роль диагностики в системе технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка

Техническая диагностика — одна из основных составных частей планово-предупредительной системы технического обслуживания машинно-тракторного парка. Она позволяет полнее использовать межремонтный ресурс агрегатов, узлов и деталей машин; устранить необоснованную разборку механизмов, нарушающую условия приработки, и тем самым снизить скорость изнашивания трущихся сопряжений; резко снизить простои машинно-тракторных агрегатов из-за технических неисправностей путем прогнозирования и предупреждения отказов; снизить трудоемкость ремонта и технического обслуживания машин за счет сокращения разборочно-сборочных работ; повысить мощность и экономичность машинно-тракторных агрегатов за счет своевременного и качественного выполнения регулировочных и других профилактических операций.

Периодические замеры основных параметров технического состояния узлов и агрегатов трактора безразборными методами позволяют устанавливать закономерности их изменения в зависимости от наработки. Имея данные по динамике изменения этих параметров, а также зная их предельные и допустимые значения, можно с достаточной точностью прогнозировать остаточный ресурс объектов диагностирования.

Все это способствует значительному повышению производительности машинно-тракторных агрегатов и снижению затрат денежных средств на их ремонт и техническое обслуживание.

Внедрение эффективных методов и средств диагностики технического состояния тракторов позволит перейти на круглогодовой ремонт. В настоящее время тракторы ремонтируют, как правило, по окончании полевых работ, т. е. в зимний период. Такой порядок постановки машин на ремонт нерационален, так как он не обеспечивает равномерной загрузки ремонтных предприятий в течение всего года. По этой причине в зимний период ремонтные предприятия «Сельхозтехники» и мастерские колхозов и совхозов перегружены, а в летний период работают с неполной нагрузкой. Имеют место случаи, когда ремонтные предприятия «Сельхозтехники» в весенне-летний период вынуждены увольнять ремонтных рабочих или переводить их на другие, малопроизводительные работы. Все это в конечном итоге отражается па качестве ремонта машин.

Равномерное распределение ремонтного фонда в течение года позволит не только повысить качество ремонтных работ, но также улучшить их планирование. Кроме того, ликвидируется текучесть кадров.

При отсутствии в распоряжении механизаторов средств технической диагностики практически невозможно дать заключение о необходимости постановки трактора на ремонт. С другой стороны, в таком случае нельзя также гарантировать безотказную работу трактора, не прошедшего ремонт, в период напряженных полевых работ, когда решающим фактором повышения урожайности являются агротехнические сроки. Это обстоятельство и вынуждает механизаторов отправлять на ремонт тракторы, которые не всегда в нем нуждаются.

Как уже отмечалось, срок службы узлов и агрегатов трактора различен, например для двигателя он во многом зависит от качества топлива и масла, вида работ, содержания и состава пыли в воздухе и др.; для ходовой системы — от почвенно-климатических условий и др.

Отсюда следует, что при полнокомплектном ремонте отдельные узлы и даже агрегаты ремонтируют преждевременно. Особенно это относится к специализированным предприятиям, где ремонт проводят поточным методом. В мастерских колхозов и совхозов, а также в мастерских общего назначения «Сельхозтехники» в лучшем случае проводят ненужные разборки годных к работе сопряжений, что нарушает их приработку и влечет за собой преждевременный выход деталей из строя.

Количество ремонтов, проведенных в 1968—1970 гг. по Богодуховскому району Харьковской области и в целом по области

Вид ремонта

I. I

Капитальный Текущий Всего

Капитальный Текущий Всего

Количество ремонтов иа 100 физических тракторов

1968 г.

То Богодухов

29 35 64

И. По об

30 59 89

1969 г.

с к о м у району

19 31 50

ласти

28 52 80

1970 г.

16 33 49

27 53 80

Внедрение методов и средств технической диагностики позволит перейти к агрегатно-узловому ремонту и намного сократить количество капитальных ремонтов тракторов. Об этом свидетельствует опыт внедрения передвижных диагностических установок КИ-4270-ГОСНИТИ в Богодуховском районе Харьковской области. По данным Богоду-ховского районного объединения «Сельхозтехники», после внедрения службы технической диагностики (1970 г.) количество капитальных ремонтов на 100 физических тракторов по сравнению с предыдущим периодом (1968 г.) сократилось на 45%. В целом же по Харьковской области за указанный период (до внедрения службы технической диагностики в других районах) количество капитальных ремонтов осталось примерно на одинаковом уровне.