Различные схемы организации технического обслуживания тракторов в колхозах

Организация технического обслуживания тракторов должна быть направлена на своевременное выполнение всего комплекса работ по поддержанию машин в постоянной технической готовности.

Как показывает практика, наиболее рациональной формой обслуживания сельскохозяйственной техники является специализация и разделение труда исполнителей. На этой основе техническое обслуживание тракторов и других сельскохозяйственных машин проводят следующие специализированные звенья: технической диагностики, технического обслуживания, заправки машин нефтепродуктами, устранения неисправностей, ремонта несложных сельскохозяйственных машин и хранения техники в нерабочий период. В производственных подразделениях с небольшим количеством сельскохозяйственной техники целесообразно совмещать отдельные службы, а также создавать службы для обслуживания нескольких бригад или отделений.

Если в колхозах и совхозах .имеются мастерские, а также средства технического обслуживания, то обслуживание машинно-тракторного парка на основе принципа специализации и разделения труда, как правило, организуют силами самих хозяйств. Колхозы и совхозы, не располагающие соответствующей материально-технической базой, необходимой для поддержания сельскохозяйственной техники в постоянной технической готовности, обслуживаются силами районных объединений «Сельхозтехники» на договорных началах.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации тракторов возможны следующие схемы сочетания пунктов технического обслуживания ПТО, агрегатов технических уходов АТУ, передвижных диагностических установок ПДУ, автопередвижных ремонтных мастерских АПРМ и центральных ремонтных мастерских ЦРМ*.

1. ПТО и ЦРМ. Этот вариант является одним из основных (для хозяйств, оснащенных средствами технической диагностики), при котором на пункте технического обслуживания проводят техническое обслуживание № 1 и 2, а также мелкий ремонт тракторов и устраняют отказы. В центральной ремонтной мастерской проводят техническое обслуживание № 3 с диагностикой.

2. ПТО и ПДУ. В данном случае все работы по техническому обслуживанию, включая техническое обслуживание № 3 с диагностикой, проводят на пункте технического обслуживания. Передвижную диагностическую установку используют при проведении технического обслуживания № 3 с диагностикой.

3. ПТО, АПРМ и ПДУ. В отличие от предыдущих вариантов при такой схеме технического обслуживания для мелкого ремонта тракторов и устранения отказов используют автопередвижную мастерскую.

4. ПТО, АПРМ и ЦРМ. В этом случае на пункте технического обслуживания проводят техническое обслуживание № 1 и 2. С помощью автопередвижной мастерской проводят мелкий ремонт и устраняют неисправности. В центральной ремонтной мастерской, как и в первом варианте, проводят техническое обслуживание № 3 с диагностикой.

5. ПТО, АТУ и ПДУ. В данном случае на пункте технического обслуживания проводят мелкий ремонт тракторов и устраняют отказы; с помощью агрегата технических уходов проводят техническое обслуживание № 1 и 2; при совместном использовании агрегата технических уходов и передвижной диагностической установки проводят техническое обслуживание № 3 с диагностикой.

6. ПТО, АТУ и ЦРМ. В отличие от предыдущего варианта в этом случае техническое обслуживание № 3 с диагностикой проводят в центральной ремонтной мастерской.

7. АТУ и ЦРМ. Такое сочетание технических средств обеспечивает выполнение в условиях эксплуатации только технического обслужи-

вания № 1 и 2. Остальные операции, перечисленные ранее, выполняются в центральной ремонтной мастерской.

8. АТУ, АПРМ и ПДУ. В этом случае при помощи агрегата технических уходов выполняют техническое обслуживание № 1 и 2, а при помощи автопередвижной мастерской проводят мелкий ремонт тракторов, устраняют отказы. При совместном использований агрегата технических уходов и передвижной диагностической установки проводят техническое обслуживание № 3 с диагностикой.

9. АТУ, АПРМ и ЦРМ. В отличие от предыдущего варианта в данном случае техническое обслуживание № 3 с диагностикой проводят в центральной ремонтной мастерской.

10. ПТО, ЦРМ и ПДУ. При такой схеме технического обслуживания тракторов на пункте технического обслуживания выполняют техническое обслуживание №. 1 и 2, а также проводят мелкий ремонт машин и устраняют отказы. В центральной ремонтной мастерской (на посту технического обслуживания) с использованием передвижной диагностической установки проводят техническое обслуживание № 3 с диагностикой.

В приведенные сочетания средств технического обслуживания машин не вошли средства заправки, которые могут быть как стационарными в виде нефтескладов, так и передвижными в виде заправочных агрегатов.

Приведенные варианты технического обслуживания тракторов с применением средств диагностики не являются исчерпывающими. В зависимости от протяженности полей, расстояния до пункта технического обслуживания, состояния дорог, состава машин и агрегатов, объема и видов выполняемых работ, климатических условий могут быть и другие варианты. Например, при наличии в распоряжении бригады (отделения) передвижных и стационарных средств технических уходов обслуживание тракторов, работающих на значительном расстоянии от пункта технического обслуживания, проводится при помощи агрегата технических уходов, а остальных тракторов — на пункте технического обслуживания.

Состав и количество специализированных звеньев, а также количество и квалификацию рабочих определяют в зависимости от объема работ и конкретных условий эксплуатации техники. Персонал должен быть из числа лиц, имеющих большой опыт и соответствующие навыки, хорошо знающих конструкции машин, а также правила и технологию технического обслуживания их. Мастер-диагност и мастер-наладчик, кроме того, должны в совершенстве владеть контрольно-измерительными приборами и приспособлениями, знать правила их обслуживания, уметь обнаруживать и устранять неисправности в машинах.

Помимо правильного выполнения контрольно-диагностических операций (в соответствии с технологией диагностирования), мастер-диагност должен также уметь прогнозировать ресурс безотказной работы основных узлов и агрегатов тракторов. Квалификация слесарей должна соответствовать установленным разрядам.