Проверка технического состояния подкачивающего насоса, фильтрующих элементов тонкой очистки топлива и перепускного клапана при помощи прибора КИ-4801

Прибор КИ-4801  предназначен для проверки давления топлива в системе топливоподачи низкого давления при определении состояния подкачивающего насоса и перепускного клапана, а также степени загрязненности фильтрующих элементов тонкой очистки топлива. Он состоит из манометра 1 класса 2,5 со шкалой 0—4 кгс/см2, корпуса 2У трехходового крана 5, двух шлангов 4 и 5, подсоединенных к крану, двух присоединительных пустотелых болтов (удлиненных штуцеров) 6 и 7. Внутри корпуса помещен клапан 8 сброса воздуха из прибора с помощью винта 9.

Для замера давления в системе топливоподачи прибор подключают к системе параллельно. При этом наконечник одного из шлангов подсоединяют к нагнетательной магистрали подкачивающего насоса перед фильтром тонкой очистки топлива, а наконечник другого — между фильтром и топливным насосом.

Состояние указанных узлов топливной аппаратуры проверяют в следующем порядке.

Запускают двигатель и устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала. При помощи трехходового крана прибора сообщают полость манометра с выходным каналом корпуса фильтра и фиксируют показание манометра. Затем, переключив кран, замеряют давление перед фильтром.

О состоянии фильтрующих элементов судят по перепаду замеренного давления. Предельные значения давлений за фильтром при соответствующих давлениях, развиваемых подкачивающими насосами поршневого типа, установленными на топливных насосах типа ТН-9 X X 10, ТН-8,5 X 10 и УТН-5, приведены в таблице.

Значения давления топлива за фильтром, соответствующие предельному загрязнению фильтрующих элементов при различном давлении, развиваемом подкачивающим насосом

Минимально допу

Давление перед фильтром тонкой очистки, кгс/см2

стимое давление топлива за фильтром тонкой очистки, кгс/см2

Более 1,4

0,6

1,1-1,4

0,5

0,8-1,1

0,4

Проверка состояния подкачивающего насоса, фильтрующих элементов тонкой очистки топлива и перепускного клапана прибором КИ-4801: а — прибор КИ-4801 для проверки давления в системе топливоподачи низкого давления; б — схема подключения прибора к фильтру тонкой очистки топлива; в — схема подключения прибора к подкачивающему иасосу; / манометр; 2 — корпус; 3 — трехходовой край; 4t 5 — шланги; 6,7 — пусто телые болты (удлиненные штуцеры); 8 — клапаи; 9 — винт.

При давлении топлива за фильтром, не превышающем 0,4 кгс/см* (у двигателя ЯМЗ-2Э8НБ — 0,8 кгс/см2), проверяют состояние перепускного клапана, для чего останавливают двигатель и ставят вместо рабочего клапана контрольный. Снова запускают двигатель и, установив номинальную частоту вращения коленчатого вала, проверяют давление за фильтром. Если оно станет выше прежнего, снятый клапан заменяют. У топливного насоса двигателя ЯМЭ-238НБ регулируют клапан поворотом его седла, зажав корпус в тиски; после регулировки седло клапана зачеканивают. Если же давление остается прежним, то это свидетельствует о предельном засорении фильтрующих элементов и необходимости их замены.

Если давление перед фильтром, развиваемое подкачивающим насосом поршневого типа, не превышает 0,8 кгс/см2, насос заменяют. У шестеренчатых насосов оно должно быть не ниже 0,6 кгс/см2. При меньшем значении давления необходимо отрегулировать редукционный клапан. Если регулировка клапана не обеспечивает повышения давления, насос заменяют.