Проверка и регулировка зазоров в клапанном и декомпрессионном механизмах

Перед регулировкой зазоров проверяют и, если необходимо, подтягивают гайки крепления головки цилиндров.

Для этого снимают декомпрессионный механизм и механизм газораспределения. Подтяжку проводят динамометрическим ключом и определенной последовательности. Начиная с середины головки, поочередно и постепенно (в несколько приемов) затягивают гайки и равномерно удаляются от середины к краям головки. Усилия затяжки гаек указаны в таблице.

Коленчатый вал при регулировке зазоров клапанов можно устанавливать, не пользуясь таблицей. Для этого после начала открытия впускного клапана необходимо повернуть вал еще на один оборот.

У двигателя ЯМЭ-238НБ одновременно проверяют и регулируют зазоры между клапанами и коромыслами двух цилиндров: первого и пятого, второго и четвертого, третьего и шестого, седьмого и восьмого. При проверке первого и пятого цилиндров устанавливают поршень первого цилиндра в положение, соответствующее 45° до в. м. т. Для этого сначала поворачивают коленчатый вал до совмещения риски на шкиве коленчатого вала с риской «0» на крышке шестерен распределения при такте сжатия в первом цилиндре, когда впускной и выпускной клапаны закрыты. Если же при совмещении рисок клапаны первого цилиндра окажутся открытыми, следует повернуть коленчатый вал на 360°. Затем поворачивают коленчатый вал в направлении вращения еще на 40—45° (примерно на V8 оборота). При этом все клапаны первого и пятого цилиндров должны быть закрыты.

Проверяют щупом зазоры между стержнями клапанов и бойками коромысел первого цилиндра (у двигателя ЯМЭ-238НБ между стержнями клапанов и бойками коромысел первого и пятого цилиндров). Если величина зазора превысит значение, приведенное в таблице 14, более чем на 0,05 мм или окажется менее номинальной величины, его регулируют. Для этого отпускают контргайку регулировочного винта, удерживая винт от проворачивания. Затем, придерживая контргайку ключом и ввертывая или вывертывая винт, устанавливают при помощи щупа номинальный зазор. Затягивают контргайку и вновь проверяют зазор. После регулировки, не вынимая щупа, поворачивают рукой штангу и убеждаются в неизменности зазора и отсутствии изгиба штанги.

Показатели, необходимые при подтяжке головки цилиндров и регулировке зазоров между клапанами и коромыслами

к

Номинальный

й>

Я s

зазор

между

а

клапаном и

si

коромыслом

Марка двигателя

у прогретого

Марка трактора

двигателя, мм

Порядок работы цилиндров

Момент за крепления КГС'М

впускной клапан

выпускной клапан

Т-4А, Т-4

А-01М,

20—22

0,25

0,30

1-5-3-6-2-4

А-01

Т-100М

Д-108

28—30

0,30

0,30

1—3—4—2

С-100

КДМ-100

28—30

0,30

0,30

1—3—4—2

ДТ-75М

А-41

20-22

0,25

0,30

1—3—4—2

ДТ-75, Т-74

СМД-14

20—22

0,35

0,40

1—3—4—2

ДТ-54А, ДТ-55А

Д-54А

20-22

0,25

0,30

1—3—4—2

К-700

ЯМЗ-2Э8НБ

22—24

0,25

0,30

1—5—4—2—6—3—7—8

МТЗ-50, МТЗ-50Л,

Д-50

16-18

0,25

0,25

1—3—4—2

МТЗ-52, МТЗ-52Л,

Т-54В

ЮМЗ-6Л

Д65-Н

16-20

0,25

0,30

1—3—4—2

МТЗ-50ПЛ, Т-38М,

Д-48

16-20

0,25

0,25

1—3—4—2

МТЗ-5ЛС,

МТЗ-5МС

Т-40, Т-40А,

Д-37М,

14-16

0,25

0,25

1—3—4—2

Т-28Х4

Д-37Е

Т-25, Т-16М

Д-21

14-16

0,25

0,25

1-2—0—0

ДТ-20

Д-20

18-20

0,25

0,30

Т-16

Д-16

14-16

0,10

0,10

2—1—0—0

У большинства двигателей зазоры в клапанном и декомпрессионном механизмах проверяют и регулируют при положении поршня проверяемого цилиндра в в. м. т. на такте сжатия или при положении коленчатого вала, соответствующем установочному углу начала подачи топлива. При этом оба клапана проверяемого цилиндра должны быть закрыты. Проверку начинают с первого цилиндра, для чего, поворачивая коленчатый вал, наблюдают за перемещением впускного клапана первого цилиндра. После того как этот клапан откроется и закроется, продолжают медленно поворачивать коленчатый вал до положения, указанного в графе 3 таблицы.

На лимбе, предназначенном для установления необходимых зазоров между клапанами и коромыслами, нанесены деления, соответствующие определенным зазорам у двигателей различных марок. Деления рассчитывались в соответствии с шагом резьбы регулировочных винтов и соотношением плеч коромысел для каждой марки двигателя. В связи с этим на лимбе получилось три шкалы для следующих трех групп двигателей:

КДМ-100 й Д-108; СМД-14, СМД-14А, Д-50, Д-50Л, Д-48Л, Д-48М и Д-48ПЛ; Д-54А, Д-20 и Д-16.

Ввиду ограниченных размеров лимба на нем обозначены лишь некоторые типы двигателей, а именно: КДМ; СМД и Д-50; Д-54.

Для фиксации отвертки в нужных положениях относительно делений шкалы лимба на верхней кромке диска 3 нанесены четыре риски — I—IV.

Чтобы отрегулировать зазор, гаечным ключом отпускают контргайку регулировочного винта и, установив отвертку приспособления ПИМ-5226 в прорезь регулировочного винта, ввертывают винт до соприкосновения бойка коромысла с торцом стержня клапана, т. е. до устранения зазора между клапаном и коромыслом. Момент соприкосновения бойка коромысла с клапаном определяют по увеличению сопротивления проворачиванию регулировочного винта. Удерживая левой рукой диск 3 и поворачивая правой рукой втулку У, совмещают нулевую отметку соответствующей шкалы лимба с какой-либо риской диска. Затем, зафиксировав правой рукой положение диска, левой рукой поворачивают отвертку против хода часовой стрелки до совпадения риски на диске 3 с делением шкалы, обозначающим величину нохминального зазора между клапаном и коромыслом. После этого, зафиксировав левой рукой положение диска (отвертки), правой рукой посредством гаечного ключа затягивают контргайку регулировочного винта.

У тракторов Т-4, Т-4А, Т-100М, С-100, ДТ-75М, МТЗ-50ПЛ, ЮМЗ-6Л, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, Т-38М, ДТ-20 проверяют и, если необходимо, регулируют зазоры в декомпрессионном механизме первого цилиндра при включенной компрессии.

Для этого у тракторов Т-100М и С-100 при рабочем (верхнем) положении рычага декомпрессора замеряют зазор между наконечником штанги декомпрессора и коромыслом впускного клапана. Зазор должен быть равен 0,5—0,6 мм. Регулировку проводят путем вывертывания или ввертывания наконечника штанги при отпущенной контргайке.

У тракторов Т-4, Т-4А, Т-38М, ДТ-75М, МТЗ-50ПЛ, ЮМЗ-6Л, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС поворачивают валики декомпрессора в положение выключенной компрессии, отпускают контргайку регулировочного винта и вывертывают винт до упора головки в валик, а затем вывертывают его до соприкосновения коромысла с торцом стержня клапана.

После этого вывертывают винт еще на один оборот и затягивают контргайку.

У трактора ДТ-20 при рабочем положении рычага декомпрессора отпускают контргайку стержня декомпрессионного механизма и, вращая наконечник, устанавливают зазор между упорной шайбой и наконечником в пределах 1,1—1,2 мм. Закрепляют наконечник контргайкой и проверяют величину зазора щупом.

У тракторов ДТ-75, Т-74, ДТ-54А, ДТ-55А, Т-40, Т-40А, Т-28Х4, Т-25 и самоходных шасси Т-16 и Т-16М зазоры декомпрессионного механизма в процессе эксплуатации не регулируются.

После проверки и регулировки зазоров клапанов и декомпрессионного механизма у первого цилиндра (на тракторе К-700 у первого и пятого) регулируют зазоры у других цилиндров в соответствии с порядком их работы (см. табл. 13), каждый раз поворачивая коленчатый вал на пол-оборота (у тракторов Т-4 и Т-4А на V3 оборота).