Проверка и регулировка форсунок

Работу форсунок проверяют при заметном снижении мощности двигателя, повышении расхода топлива, перебоях в работе двигателя и дымлении. Кроме того, чтобы увеличить надежность и долговечность распылителей, форсунки периодически (согласно правилам технического обслуживания) снимают, очищают от нагара и лакоотло-жений, после чего проверяют давление впрыска и качество распыливания топлива.

Ориентировочно о работе форсунок судят по характеру звука выхлопа при поочередном выключении подачи топлива в цилиндры. Если характер звука выхлопа не меняется или меняется незначительно (не резко), это свидетельствует о неисправности проверяемой форсунки.

Давление затяжки пружины форсунки и качество распыливания топлива непосредственно на тракторе проверяют при помощи макси-метра КИ-1336.

Максиметр состоит из корпуса, внутри которого находятся распылитель и нажимной штифт с пружиной, регулировочной гайки с установочным винтом и двух штуцеров. Корпус максиметра и регулировочная гайка имеют микрометрическую резьбу. При повороте гайки по ходу часовой стрелки пружина сжимается и передает усилие игле распылителя. Один оборот гайки изменяет давление затяжки пружины на 50 кгс/см2. Цена одного деления на гайке равна 5, а на корпусе — 50 кгс/см2. Точность показаний составляет ± 2,5 кгс/см2.

Для проверки форсунок ослабляют крепления топливопроводов на штуцерах высокого давления секций топливного насоса. Отсоединяют от форсунок топливопроводы и сливные трубки. Закрывают топливопроводы и форсунки заглушками. Снимают форсунки с двигателя и закрывают отверстия в головке цилиндров заглушками. Кладут форсунки в ванну с бензином, чтобы размягчить нагар. Вынимают форсунки из ванны, удаляют нагар с распылителей медной пластиной и промывают форсунки в дизельном топливе. Устанавливают каждую форсунку в тиски, отвертывают колпак и ослабляют затяжку контргайки регулировочного винта.

Снимают топливопровод с одной из секций топливного насоса и присоединяют к ней максиметр, а к максиметру форсунку. Ослабляют затяжку пружины максиметра и, прокручивая дизель при помощи пускового приспособления или вручную, убеждаются в периодическом появлении струи топлива из распылителя максиметра.

Поворачивают регулировочную гайку максиметра по ходу часовой стрелки до момента начала впрыска топлива форсункой. Определяют по шкале давление начала впрыска.

Номинальное давление начала впрыска топлива—125 кгс/см2; у двигателей А-01, А-01М, А-41, ЯМЭ-238НБ — 150; Д-108 — 200; Д65-Н, Д-37М, Д-37Е, Д-21 — 170 кгс/см2. Допускается отклонение дазления начала впрыска от номинальной величины на ±5 кгс/см2.

Если давление не соответствует указанной величине, устанавливают максиметр на номинальное давление и, прокручивая двигатель, регулируют давление затяжки пружины форсунки, поворачивая регулировочный винт до момента одновременного впрыска топлива макси-метром и форсункой. По окончании регулировки затягивают контргайку регулировочного винта.

Определяют качество распыливания топлива. Распыливание должно быть туманообразным, без заметных на глаз капелек и струй. Начало и конец впрыска должны быть четкими и сопровождаться резким звуком.

Более точную проверку и регулировку форсунок проводят на приборе КИ-562 (КП-1609А), который применяют в цехах по регулировке топливной аппаратуры (на ремонтных предприятиях), на пунктах технического обслуживания, в передвижных диагностических установках, автопередвижных мастерских и др.

Прибор КИ-562 состоит из корпуса 2 (рис. 57), внутри которого помещен насосный элемент (плунжерная пара и нагнетательный клапан двигателя КДМ-100), механизма привода насосного элемента с рычагом 7, присоединительного штуцера с маховичком 3, распределителя 4 с запорным вентилем 5, манометра 6, топливного бачка 7 с фланелевым фильтром и глушителя 10. Топливо в испытуемую форсунку 9 и манометр нагнетают рычагом 1. Запорный вентиль служит для отключения полости манометра при проверке качества распыливания топлива.

Подлежащие испытанию форсунки снимают с двигателя, обмывают снаружи и устанавливают в приспособление для разборки и сборки форсунок или в тиски. Отвинчивают на несколько оборотов нажимную гайку распылителя. Перевертывают форсунку нажимной гайкой вниз и свинчивают гайку с корпуса. Вынимают и разбирают распылитель. Кладут корпус и иглу распылителя на некоторое время в ванночку с бензином. Затем удаляют нагар с рабочих поверхностей иглы и корпуса распылителя. Прочищают внутреннюю полость корпуса распылителя (сверлом или проволокой соответствующего диаметра).

У форсунок с многодырчатыми распылителями (двигатели А-01, А-01М, Д-108, А-41, ЯМЗ-238НБ, Д65-Н, Д-37М, Д-37Е, Д-21) прочищают сопловые отверстия в корпусе распылителя (сверлом, иглой или стальной струной соответствующего диаметра).

Промывают детали распылителя сначала в бензине, а затем в дизельном топливе. При этом перемещают иглу в корпусе распылителя, погруженном в топливо. Убеждаются в свободном движении иглы в корпусе распылителя, для чего вынимают иглу из корпуса на 1/3 ее длины и наклоняют ось корпуса на 45° к горизонтали. Игла должна опуститься в корпус под собственным весом. Зависание иглы не допускается. Слегка притирают запорную часть иглы к корпусу и вновь промывают их в дизельном топливе.

Очищают от нагара и промывают в дизельном топливе нажимную гайку. Устанавливают распылитель на место и закрепляют гайкой. Не вынимая форсунку из приспособления, отвертывают колпак и ослабляют затяжку контргайки регулировочного винта.

Устанавливают форсунку на прибор. Рычагом 1 со скоростью 70—80 качаний в минуту нагнетают топливо в форсунку. По показанию манометра определяют давление начала впрыска топлива. Если давление не соответствует номинальному, его регулируют, ввинчивая или вывинчивая регулировочный винт при помощи отвертки 8.

Испытание и регулировка форсунки при помощи прибора КИ-562: / — рычаг; 2 — корпус прибора: 3 — маховичок: 4 — распределитель; 5 — запорный вентиль: 6 — манометр: 7 — топливный бачок; 8 — отвертка; 9 — испытуемая форсунка; !Q — глушитель.