примеры прогнозирования остаточного ресурса узлов и агрегатов тракторов

Во всех случаях, независимо от получаемых результатов, остаточный ресурс следует ограничивать значением, не превышающим межконтрольную наработку. Например, после измерения зазоров в подшипниках коленчатого вала двигателя трактора и подсчета остаточный ресурс оказался равным 1750 мото-ч. Так как периодичность контроля состояния кривошипно-шатунного механизма после первой проверки составляет 960 мото-ч, то в данном случае остаточный ресурс следует ограничить этим числом. Однако это не означает, что через 960 мото-ч двигатель будет отправлен на ремонт.

Целесообразность ограничения остаточного ресурса межконтрольной наработкой объясняется тем, что в процессе эксплуатации существуют различные случайные факторы, которые могут оказывать влияние как на увеличение, так и на уменьшение фактического остаточного ресурса по сравнению со значением, установленным по результатам контроля. Если не контролировать состояние узлов до полного использования ресурса, подсчитанного по результатам предыдущей проверки и значительно превышающего межконтрольную наработку, то при ухудшении условий работы машины будут иметь место случаи поломок и аварий. И наоборот, при улучшении условий работы машины фактический ресурс может оказаться выше подсчитанного при предыдущей проверке состояния данного узла, агрегата. В этом случае отправка его в ремонт без последующей проверки приведет к недоиспользованию ресурса.

Таким образом, ограничение остаточного ресурса межконтрольной наработкой позволяет, с одной стороны, полнее использовать ресурс узлов и агрегатов машины, а с другой — уменьшить количество случаев их аварийного изнашивания.

По результатам постановки диагноза и прогнозирования технического состояния машины дают заключение о видах и объеме предстоящих работ. Если остаточный ресурс агрегата является достаточным для обеспечения безотказной работы до очередного контроля, то агрегат оставляют для дальнейшей эксплуатации. В других случаях агрегат подлежит ремонту.

В результате замеров параметров состояния основных сопряжений узла или агрегата могут быть получены несколько значений остаточного ресурса. В этом случае остаточный ресурс данного узла или агрегата устанавливают по наименьшему значению ресурса.

При решении вопросов, связанных с использованием остаточного ресурса, как правило, исходят из единой периодичности планового обслуживания, предусмотренного правилами технического обслуживания машин. Однако в отдельных случаях следует учитывать конкретные условия и возможности использования машинно-тракторного парка.