Предварительная оценка состояния подшипников коленчатого вала по давлению масла в магистрали и стукам

Запускают и прогревают двигатель до нормального теплового состояния, после чего проверяют давление масла в магистрали сначала при номинальной, а затем при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу.

Для выяснения причины чрезмерно низкого давления масла сначала проверяют, нет ли стуков в сочленениях кривошипно-шатунного механизма. Для этого применяют слуховой аппарат, называемый стетоскопом.

Для прослушивания стуков стетоскоп прикладывают к проверяемому объекту стержнем и прижимают ухо к наушнику. Упругие колебания, возникающие в результате соударения проверяемых сочленений, через стержень и наушник передаются человеческому уху в виде стуков (шумов) соответствующей силы (громкости) и определенного тона.

Для прослушивания объекта диагностирования стетоскоп вынимают из футляра, ввертывают наконечник и вставляют штекер телефона в соответствующие гнезда, прикладывают наконечник к месту проверяемого узла и закрепляют телефон на ухе. По окончании прослушивания телефон необходимо отключить, в противном случае элементы питания будут разряжаться.

Четкий металлический стук в зоне а, усиливающийся в момент резкого изменения вращения коленчатого вала и прекращающийся после выключения подачи топлива в проверяемый цилиндр, указывает

Номинальные, допустимые и предельные значения параметров состояния кривошипно-шатунного механизма на значительный износ поршневого пальца и втулки верхней головки шатуна.

Марка двигателя

Давление масла в магистрали при номинальной частоте вращения, кгс/см2

Допустимое давление масла прн минимально устойчивой

частоте вращения, кгс/см2

Зазор в шатунном подшипнике коленчатого вала, мм

Суммарный зазор в сопряжениях: поршень — лалец — втулка шатуна (5, + Ss), мм

номинальное

допустимое

номинальный

предельный

номинальный

предельный

А-01М,

3,5-5,0

1,3

1,0

0,06-0,11

0,50

0,02-0,03

0,40

А-01,

А-41

Д-108

2,0-3,0

0,7

0,5

0,10-0,16

0,55

0,00-0,03

0,45

КДМ-100

1,7-2,7

0,7

0,5

0,10-0,16

0,55

0,00-0,03

0,45

СМД-14

2,5—3,5

1,0

0,7

0,08—0,15

0,50

0,03-0,06

0,40

Д-54А

2,0-3,0

0,7

0,5

0,08—0,15

0,50

0,03-0,06

0,45

Д-50*

1,5—2,5

0,7

0,5

0,07-0,13

0,45

0,01-0,03

0,38

Д-50**

2,5-3,5

1,0

0,7

0,07-0,13

0,45

0,01—0,03

0,38

Д65-Н

1,5—3,0

1,0

0,7

0,07-0,13

0,45

0,01-0,03

0,38

Д-48

2,0-3,0

0,7

0,5

0,07-0,13

0,45

0,01—0,03

0,38

Д-37М,

2,0-3,0

0,7

0,5

0,06-0,11

0,45

0,02-0,03

0,38

Д-37Е,

Д-21

Д-20

1,8-2,5

0,7

0,5

0,08-0,15

0,50

0,03-0,06

0,45

Д-16

1,8—2,5

0,7

0,5

.

0,07-0,13

0,45

0,01—0,03

0,38

Глухой стук среднего тона в зоне б, усиливающийся или значительно уменьшающийся при выключении подачи топлива в проверяемый цилиндр, свидетельствует об износе шатунных вкладышей и шейки коленчатого вала.

Глухой стук низкого тона в зоне в, усиливающийся в момент резкого изменения вращения коленчатого вала, является признаком значительного износа коренных вкладышей и шейки коленчатого вала.

Если в перечисленных сопряжениях имеются стуки, определяют степень изношенности трущихся сочленений, замеряя соответствующие зазоры одним из описанных ниже способов.