Порядок выполнения контрольно-диагностических и профилактических операций при техническом обслуживании тракторов

Диагностирование узлов и агрегатов трактора состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов.

К подготовительному этапу относятся очистка, мойка и установка трактора на пункте технического обслуживания, внешний осмотр и занесение результатов осмотра в контрольно-диагностическую карту, выполнение некоторых операций технического обслуживания, монтаж датчиков и измерительных приборов.

Основной этап заключается в установлении необходимых режимов работы двигателя или трактора, замере параметров технического состояния узлов и агрегатов трактора и занесении результатов замеров в контрольно-диагностическую карту.

В заключительный этап входит постановка диагноза, в результате которого определяют характер и объем работ по поддержанию трактора в р аботоспособном состоя н и и, а также прогнозируют остаточный ресурс узлов и агрегатов. Кроме того, к заключительному этапу относится снятие приборов и датчиков с трактора.

Операции по техническому обслуживанию трактора в подготовительном этапе необходимо выполнять с целью наиболее точного и удобного замера параметров состояния. Обычно эти операции заключаются в крепеже деталей, регулировке сопряжений, в устранении мелких неисправностей, мешающих правильной постановке диагноза. Например, прежде чем определять мощност-ные и экономические показатели двигателя, промывают воздухоочиститель, регулируют зазоры клапанов и форсунки; перед проверкой частоты вращения ротора реактивной масляной центрифуги ее очищают и промывают; перед проверкой зазоров клапанов проверяют и, если необходимо, подтягивают крепления головки цилиндров к блоку.

Необходимый режим диагностирования, характеризуемый температурой охлаждающей воды и картерного масла, частотой вращения коленчатого вала, нагрузкой и другими параметрами, устанавливают для Поддержания одинаковых (сопоставимых) условий диагностирования и уменьшения погрешности измерения параметров состояния трактора. Соблюдение заданных режимов при измерении одних и тех же параметров состояния позволяет сравнивать результаты измерений, проводимых в разное время, и точнее определять динамику изменения этих параметров за известный период работы трактора.

При определении характера и объема работ по поддержанию трактора в работоспособном состоянии в процессе постановки диагноза устанавливают, какой вид обслуживания следует провести: только плановое техническое обслуживание или техническое обслуживание с устранением неисправностей, текущий или капитальный ремонт всей машины или отдельных агрегатов. При определении объема работ в контрольно-диагностической карте отмечают, какие регулировочные и другие профилактические операции следует выполнить, какие узлы или детали необходимо заменить для устранения неисправностей, какие узлы и агрегаты требуется заменить при текущем ремонте и др.

Для наиболее оперативного планирования сроков технического обслуживания тракторов, снижения простоев машинно-тракторных агрегатов и повышения эффективности использования контрольно-диагностических средств плановую проверку технического состояния узлов и агрегатов тракторов приурочивают к соответствующему периодическому техническому обслуживанию. При этом контрольно-диагностические операции проводят одновременно с операциями технического обслуживания в определенной последовательности. Крепежные, очистительно-моечные, смазочные и заправочные операции выполняют в строгом соответствии с правилами технического обслуживания тракторов сельскохозяйственного назначения. Регулировки проводят при необходимости, согласно результатам диагностирования. Одновременно с выполнением профилактических операций устраняют неисправности, обнаруженные при проверке состояния узлов и агрегатов трактора.

Одно из важнейших условий высокопроизводительного и эффективного использования контрольно-диагностических средств — правильное распределение обязанностей между исполнителями. При техническом обслуживании № 1 и 2 все работы выполняются под руководством и при непосредственном участии мастера-наладчика. Кроме того, в работах по контролю состояния и обслуживанию трактора участвуют тракторист-машинист и слесарь. Мастер-наладчик проводит наиболее сложные контрольно-диагностические и регулировочные операции и контролирует качество выполнения операций технического обслуживания трактористом-машинистом. Тракторист-машинист выполняет главным образом очистительно-моечные, крепежные, смазочные и заправочные операции. Слесарь помогает мастеру-наладчику и устраняет обнаруженные неисправности.

При техническом обслуживании № 3 и после межремонтной наработки всеми работами руководит мастер-диагност, который выполняет сложные контрольно-диагностические и регулировочные операции, анализирует результаты диагностирования, по которым устанавливает виды и объем профилактических и ремонтных работ, определяет остаточный ресурс узлов и агрегатов трактора, заполняет соответствующую техническую документацию. Слесарь помогает мастеру-диагносту и устраняет обнаруженные неисправности. Мастер-наладчик проводит главным образом контрольно-диагностические и регулировочные операции, предусмотренные при техническом обслуживании № 1 и 2. Тракторист-машинист выполняет в основном очистительно-моечные, крепежные, смазочные и заправочные операции и помогает мастеру-наладчику.

Перед постановкой трактора на техническое обслуживание и по окончании обслуживания мастер-наладчик (при ТО № 1 и 2) или мастер-диагност (при ТО № 3 и после межремонтной наработки) проверяет общее техническое состояние узлов и агрегатов при работе трактора вхолостую и под нагрузкой и при прогретом двигателе. При этом он наблюдает за показаниями контрольно-измерительных приборов; следит, нет ли течи топлива, масла, охлаждающей жидкости и электролита, а также ненормальных стуков, шумов и чрезмерного нагрева механизмов трактора; проверяет работу двигателя, механизмов управления поворотом, муфтой сцепления, коробкой передач и валом отбора мощности; проверяет надежность торможения трактора, действие гидравлической навесной системы и общее состояние электрооборудования.

До начала выполнения контрольно-диагностических операций тракторист-машинист дает сведения мастеру-наладчику или мастеру-диагносту о неполадках, обнаруженных им за время работы трактора после предыдущего периодического технического обслуживания. Кроме того, перед техническим обслуживанием № 3 и после межремонтной наработки мастер-диагност и мастер-наладчик проверяют наработку, анализируют динамику расхода горюче-смазочных материалов и другие эксплуатационные показатели трактора.