Показатели технического состояния топливной аппаратуры

К основным показателям, характеризующим состояние топливной аппаратуры, относятся следующие:

производительность подкачивающего насоса;

пропускная способность фильтрующих элементов тонкой очистки топлива;

производительность насосных элементов;

степень неравномерности подачи топлива насосными элементами;

угол опережения подачи или впрыска топлива в цилиндры двигателя;

степень изношенности прецизионных пар;

частота вращения кулачкового вала топливного насоса (коленчатого вала двигателя), соответствующая началу действия регулятора или 100%-ной загрузке двигателя по мощности;

степень неравномерности регулятора;

степень нечувствительности регулятора;

давление впрыска и качество распыливания топлива форсунками.

При регулировке топливной аппаратуры после ее изготовления или ремонта эти показатели должны быть оптимальными, обеспечивающими необходимую мощность и экономичность двигателя. Однако в процессе эксплуатации они изменяются, что обусловлено изнашиванием деталей, их деформацией, изменением качественных характеристик материалов, из которых они изготовлены, накоплением в аппаратуре продуктов износа и загрязнений и др. Интенсивность изменения первоначальных показателей работы топливной аппаратуры зависит от условий ее эксплуатации, качества изготовления и ремонта деталей, величины зазоров в сопряжениях, качества смазки, наличия на трущихся поверхностях продуктов загрязнений и износа.

Чтобы поддерживать показатели работы топливной аппаратуры в допустимых пределах в течение межремонтного периода, необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и устранять неисправности. Это позволяет создавать наиболее благоприятные условия для работы сопряженных деталей, снижать до минимума их износ и тем самым обеспечивать необходимую стабильность значений параметров технического состояния топливной аппаратуры.

Признаками неудовлетворительной работы топливной аппаратуры могут быть трудный запуск дизеля, неустойчивая работа, дымный выпуск, пониженная мощность и экономичность.

Наиболее частые причины трудного запуска дизеля — наличие воздуха или воды в системе топливоподачи, неправильная установка топливного насоса на двигатель и неудовлетворительное состояние форсунок.

Для выявления причин трудного запуска сначала проверяют, нет ли воздуха в системе топливоподачи, путем прокачки системы. Затем определяют, нет ли воды в топливе, вывернув спускную пробку топливного фильтра и спустив из корпуса фильтра отстой в приготовленную емкость. Вода будет заметна на дне емкости. Если и после этого двигатель не запускается, проверяют и при необходимости регулируют момент начала впрыска или подачи топлива. После этого проверяют давление впрыска и качество распыливания топлива форсунками.

Если топливная аппаратура исправна, а качество топлива удовлетворительное, то трудный запуск дизеля может быть следствием неисправностей в самом дизеле (слабой компрессии, попадания воды в цилиндры из системы охлаждения, нарушения фаз газораспределения, неплотного прилегания клапапов к гнездам головки и др.).

Неустойчивая работа дизеля наблюдается главным образом при попадании в цилиндры воды, наличии в топливе воздуха, закоксовы-вании или залегании иглы в корпусе распылителя, чрезмерном износе прецизионных пар топливного насоса, большой неравномерности подачи топлива насосными элементами, значительном износе механизмов регулятора. Возможны также случаи поломки пружин плунжеров, нагнетательных клапанов и форсунок, заедания рейки топливного насоса или муфты регулятора, зависания клапанов газораспределения.

Схема устройства и работы дымомера: 1 — приемный патрубок; 2 — осветительная лампа; 3 — реостат; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — раструб; 6 — фотоэлемент; 7 — миллиамперметр; S — трубка для продувки камеры фотоэлемента.

Дымный выпуск, как правило, появляется в результате неполного сгорания топлива, которое может быть вызвано неудовлетворительной работой форсунок, слишком ранним или, наоборот, поздним впрыском топлива в цилиндры, чрезмерной подачей топлива, недостатком воздуха (при сильном загрязнении воздухоочистителя). Двигатель дымит также при несвоевременном открытии и закрытии клапанов вследствие нарушения фаз газораспределения.

Степень дымности определяют на глаз или при помощи прибора, называемого дымомером. Принцип работы дымомера основан на поглощении световой энергии частицами продуктов сгорания, входящих в состав отработавших газов. Он состоит из приемного патрубка присоединенного к раструбу 5, осветительной лампочки 2, реостата 5, служащего для калибровки прибора, фотоэлемента 6, миллиамперметра 7 и трубки 8 для продувки камеры фотоэлемента. Питание прибора осуществляется от аккумуляторной батареи 4.

Перед проверкой степени дььмности двигатель прогревают до нормального теплового состояния. Затем его останавливают и устанавливают прибор на выпускную трубу. Лампочку с реостатом подключают к аккумуляторной батарее. При помощи реостата проводят калибровку прибора, для чего добиваются такого накала лампочки, чтобы показание миллиамперметра при неработающем двигателе было равно нулю. Затем запускают двигатель, устанавливают необходимые скоростной и нагрузочный режимы работы и по показанию прибора определяют степень дымиости. Если дыма нет, через прибор проходит наибольший ток, возбуждаемый в фотоэлементе световым потоком, испускаемым лампочкой 2. Следовательно, и стрелка прибора отклонится на большую величину (почти на такую же, как и при неработающем двигателе). При этом показание прибора будет близким к нулевому.

С увеличением дымностИ газов освещенность фотоэлемента лампочкой уменьшается, вследствие чего уменьшается и величина тока, проходящего через миллиамперметр, а стрелка отклоняется на меньшую величину. Шкала прибора проградуирована в процентах. Если полностью заслонить поток света, падающего на фотоэлемент, или выключить лампочку, отклонения стрелки не произойдет, так как в цепи миллиамперметра отсутствует ток, и прибор покажет 100%.

Кроме неполного сгорания топлива, причиной дымного выпуска может оказаться чрезмерный угар картерного масла, которое, попадая в камеру сгорания, частично сгорает и выбрасывается с отработавшими газами в виде синего дыма. При помощи дымомера невозможно разделить процент дымности на составляющие, обусловленные неполным сгоранием топлива и угаром картерного масла. Это один из существенных недостатков описанного устройства.

О состоянии топливной аппаратуры в целом можно судить по двум обобщенным показателям, характеризующим эксплуатационные качества двигателя, — его мощности и экономичности. Способы определения этих показателей изложены в главе XIII. Там же указаны и факторы, от которых зависят эти показатели.

Рассмотрим сначала факторы, влияющие на показатели работы юпливной аппаратуры в процессе ее эксплуатации.