Показатели технического состояния системы охлаждения

Наличие накипи в системе охлаждения можно устанавливать по температуре наружной поверхности головки цилиндров и блока, замеренной в наиболее напряженных местах при определенной температуре охлаждающей воды. Однако этот способ является ориентировочным, так как он зависит от многих факторов (нагрузки, угла опережения впрыска и качества распыливания топлива форсунками, температуры окружающей среды и т. д.). К ориентировочным показателям наличия отложений накипи на поверхностях нагрева относятся также повышенные значения температуры и угара картерного масла. Наиболее объективным способом определения состояния поверхностей нагрева следует считать непосредственный замер толщины отложений накипи в наиболее напряженных местах, нацример в верхней части гильз цилиндров. Для этой цели на блоках двигателей необходимо предусмотреть специальные заглушки.

Ввиду отсутствия объективных методов обнаружения накипи систему охлаждения периодически (при техническом обслуживании № 3) промывают специальными растворами — накипеудалителями.

Засорение трубок радиатора и образование на них слоя накипи можно обнаружить по снижению разности температур охлаждающей воды на входе и выходе радиатора, а также по увеличению разрежения в нижнем водяном патрубке (его замеряют вакуумметром). Степень загрязнения сердцевины радиатора снаружи можно определить внешним осмотром, а также по разности температур охлаждающей воды на входе и выходе радиатора.

Если температура датчиков одинакова, мосты находятся в равновесии и ток в цепи отсутствует. При повышении температуры одного из датчиков равновесие нарушается и в цепи появляется ток, величина которого пропорциональна перепаду температур. Для измерения перепада температур на входе и выходе радйатора датчики прибора присоединяют к верхнему и нижнему бакам радиатора. Перепад температур фиксируется микроамперметрами в градусах.

Герметичность соединений системы охлаждения определяют внешним осмотром при работе двигателя. Надежность соединений и трубок сердцевины радиатора можно проверить путем гидравлической опрессовки системы охлаждения под давлением. При этом величину утечки жидкости оценивают по падению давления в единицу времени.

Действие паровоздушного клапана проверяют по давлению начала открытия парового и воздушного клапанов при подаче под них сжатого воздуха.

Состояние прокладки и головки цилиндров проверяют с помощью манометра, подключаемого к системе охлаждения, при избытке давления в системе на работающем двигателе. В случае пропуска газов в систему охлаждения происходит колебание стрелки манометра. Состояние прокладки и головки можно также проверить путем подачи сжатого воздуха в камеру сгорания при неработающем двигателе. В случае прогорания прокладки или наличия трещины в днище головки из воды, находящейся в верхнем баке радиатора, будут выходить пузырьки воздуха.

Чрезмерный износ лопастей крыльчатки и стенок корпуса водяного насоса можно определить по повышению температуры в верхнем бачке радиатора и уменьшению разрежения в нижнем водяном патрубке при нормальном натяжении ремня вентилятора. Наиболее объективный показатель оценки износного состояния водяного насоса — его производительность, которую можно определить при помощи дроссельной шайбы и вакуумметра, устанавливаемых в нижнем водяном патрубке.

Состояние шторок и жалюзи определяют внешним осмотром и проверкой действия устройств, регулирующих степень прикрытия поверхности радиатора. Действие термостата проверяют по температуре начала и конца открытия клапана. Правильность показаний дистанционного термометра контролируют при помощи контрольного термометра.

Натяжение ремня вентилятора проверяют с помощью специального приспособления по прогибу при определенном усилии нажатия на ремень.

Из перечисленных показателей технического состояния узлов систем охлаждения двигателей в условиях рядовой эксплуатации тракторов определяют главным образом герметичность системы охлаждения, состояние паровоздушного клапана, правильность показаний дистанционного термометра, состояние термостата и натяжение ремня вентилятора (описанными ниже способами).