Показатели технического состояния агрегатов гидравлической системы и порядок их проверки

В процессе работы гидросистемы вследствие изнашивания узлов и сопряжений и нарушения герметичности уплотнений изменяются показатели, характеризующие работу ее основных агрегатов — насоса, распределителя, силовых цилиндров.

К основным эксплуатационным показателям гидравлической системы относятся следующие: время подъема и опускания навесной машины или орудия, величина транспортной усадки поршня силового цилиндра, надежность работы механизмов управления системой и расход рабочей жидкости. Эти показатели зависят от производительности насоса, состояния распределителя, степени изношенности уплотнений силового цилиндра, герметичности системы и других факторов.

Практика показывает, что работоспособность гидросистемы в значительной мере зависит от состояния маслопроводов и присоединительной арматуры, главным образом запорных устройств, предназначенных для предотвращения вытекания масла из маслопроводов и шлангов при их разъединении. При нарушении герметичности гидросистемы, вызывающем утечку рабочей жидкости и подсос воздуха, а также при неисправных запорных устройствах (залегании шариков, поломке пружин) нарушается работа силового цилиндра в результате отсутствия или плохой циркуляции масла, поэтому подъем и принудительное опускание машины замедляются или вовсе прекращаются.

Частые причины неудовлетворительной работы силового цилиндра — неисправности насоса, распределителя и самого цилиндра. Однако на диагностику технического состояния этих агрегатов затрачивается значительное время и требуются специальные устройства, в то время как проверка состояния маслопроводов и присоединительной арматуры занимает 3—4 мин и проходит без применения каких-либо приспособлений. Поэтому прежде чем приступать к диагностированию основных агрегатов гидросистемы, необходимо убедиться, что нет подтекания рабочей жидкости, а также проверить состояние присоединительной арматуры. При таком порядке контроля технического состояния агрегатов гидросистемы наряду с сокращением трудоемкости выполнения контрольно-диагностических и профилактических операций исключается влияние случайных факторов (подсоса воздуха, утечек рабочей жидкости, дополнительного сопротивления ее потоку и др.) на показатели, характеризующие износное состояние основных агрегатов гидросистемы.

Ввиду того что на тракторе техническое состояние агрегатов гидравлической системы определяют в основном по диагностическим параметрам, значения этих параметров зависят от качества рабочей жидкости, ее количества в баке и температуры. Поэтому, прежде чем приступать к диагностированию, проверяют качество (сорт) применяемой рабочей жидкости (масла), ее уровень в баке и при необходимости доливают до номинального уровня. После этого при включенном насосе запускают двигатель и прогревают рабочую жидкость до температуры 45—55° с.

Срок службы основных агрегатов гидравлической системы в значительной мере зависит от состояния основного фильтра, установленного в сливной магистрали. При чрезмерном загрязнении фильтрующих элементов и неисправных уплотнительных кольцах рабочая жидкость не фильтруется, вследствие чего происходит усиленное изнашивание трущихся сопряжений насоса, распределителя и силового цилиндра. Согласно правилам технического обслуживания тракторов, основной фильтр следует промывать при техническом обслуживании № 2 и 3, т. е. через каждые 240 мото-ч. Однако, учитывая сравнительно высокую трудоемкость этой операции, а также разнообразие условий и продолжительность работы гидросистем различных тракторов, промывать основной фильтр рекомендуется не в принудительном порядке, а по потребности, которую можно установить по величине давления масла в сливной магистрали.

Фильтр также следует проверять и промывать до диагностирования основных агрегатов гидросистемы, так как при повышении давления масла в сливной магистрали снижается точность определения значений параметров их технического состояния.

Убедившись в отсутствии подтекания рабочей жидкости и исправном состоянии присоединительной арматуры, проверяют общее техническое состояние основных агрегатов гидросистемы при работе под нагрузкой по времени подъема и опускания навесной машины или орудия, а также по характеру нагрева трубопроводов. Эта проверка дает ориентировочное представление о состоянии объектов контроля. Ее проводят главным образом при причинной диагностике для выявления места неисправности.

Время подъема навесной машины зависит от количества рабочей жидкости, поступающей в силовой цилиндр в единицу времени. По мере изнашивания сопряжений насоса, распределителя и силового цилиндра появляются большие внутренние утечки рабочей жидкости, в связи с чем время подъема машины уменьшается.

Если после подъема машины в транспортное положение происходит быстрое самопроизвольное опускание ее, то это свидетельствует о значительном износе уплотнительного кольца (манжеты), клапана ограничения хода поршня силового цилиндра или золотников распределителя. Для точного установления причины самопроизвольного опускания навесной машины и износного состояния соответствующего узла или агрегата определяют величину транспортной усадки поршня за определенный промежуток времени при подключенной и отключенной магистрали.

К показателям технического состояния распределителя, кроме степени изношенности золотниковых пар, относятся следующие: состояние перепускного и предохранительного клапанов, давление срабатывания автоматов золотников, а также давление открытия предохранительного клапана. При неудовлетворительном состоянии этих узлов гидросистема работает плохо или вовсе не работает. Например, при чрезмерном снижении давления срабатывания предохранительного клапана рукоятки золотников распределителя не возвращаются из рабочих положений в нейтральное, а при разрегулировке (снижение давления срабатывания) автоматов золотников возвращаются преждевременно. В случае заедания или загрязнения перепускного и предохранительного клапанов навесная машина не поднимается в транспортное положение.

Об износном состоянии насоса гидросистемы и его остаточном ресурсе судят по производительности, определяемой непосредственно на тракторе при помощи дросселя-расходомера.

Для улучшения сцепных качеств ведущих колес с почвой тракторы некоторых марок (Т-54В, МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, MT3-52JI и МТЗ-50ПЛ) оборудованы гидравлическим увеличителем сцепного веса (ГСВ), состояние которого оценивают в основном по давлению срабатывания предохранительного клапана, давлению подпора масла в основном цилиндре и герметичности ГСВ и запорного клапана.

Основное условие бесперебойной работы гидравлической системы в течение межремонтного периода — соблюдение правил и технологии технического обслуживания ее агрегатов. Следует своевременно подтягивать крепления, заменять рабочую жидкость и промывать фильтры и систему дизельным топливом, заменять изношенные резиновые уплотнения и другие детали, а также выполнять необходимые регулировочные операции в мастерской на специальном стенде.