Периодичность выполнения контрольно-диагностических операций

При выборе и обосновании периодичности диагностирования необходимо знать закономерности изменения технического состояния элементов тракторов в зависимости от наработки, учитывать периодичность технического обслуживания тракторов и плановые межремонтные сроки, а также затраты времени и средств на выполнение диагностических операций.

Информация об изменении технического состояния элементов тракторов может быть двух видов. В одном случае располагают лишь статистическими данными о закономерностях возникновения отказов. При этом закономерности изменения технического состояния можно проследить, изучая интенсивность потока отказов. В другом случае, кроме данных о моментах возникновения отказов, имеются также данные о закономерностях изменения выходных диагностических параметров, обусловленных изменением структурных параметров состояния.

Располагая статистическими данными о закономерностях потока отказов и динамике изменения диагностических параметров, устанавливают такую периодичность технического обслуживания тракторов, которая должна быть меньше средней наработки между отказами с учетом заданного уровня вероятности безотказной работы элементов трактора при минимальных удельных затратах денежных средств. Это означает, что периодичность оптимальна в том случае, если коэффициент технической готовности максимален, а величина удельных затрат минимальна.

Удельные затраты на техническое обслуживание складываются из затрат на плановое обслуживание (выполнение контрольно-диагностических и профилактических операций) и затрат на устранение отказов. С повышением межконтрольной наработки затраты на плановое обслуживание уменьшаются, а затраты на устранение отказов возрастают. Очевидно, с уменьшением суммарных удельных затрат средств значения обоих видов затрат выравниваются, а их отношение стремится к нулю.

Периодичность диагностирования тракторов неразрывно связана с периодичностью технического обслуживания, при установлении которой в какой-то мере учитывались изложенные выше требования максимального снижения удельных затрат. Исходя из этих требований, соответствующие контрольно-диагностические операции выполняют при техническом обслуживании № 1, 2 и 3, а также после плановой межремонтной наработки. И тем не менее такой порядок диагностирования не является оптимальным, поскольку он не учитывает условий эксплуатации и технического состояния каждого трактора в отдельности.

Наиболее рациональной формой технического обслуживания тракторов следовало бы считать обслуживание их по потребности, в индивидуальном порядке. Однако эта форма возможна лишь при наличии на тракторах встроенных датчиков и некоторых приборов. Кроме того, ее внедрение сопряжено с большими трудностями в планировании и организации работ по техническому обслуживанию машин.

Периодичность выполнения основных контрольно-диагностических операций я рекомендуемые для этих целей средства

Параметры технического состояния узлов и агрегатов трактора, самоходного шасси

Оборудование, приборы, приспособления и инструменты

При ТО № 1

При ТО

№ 2

При TO JV«,3 и после межремонтной наработки

Загрязненность воздухоочистителя

U-образный мановакуумметр

+

i

+

Герметичность воздухоочистителя

Индикатор жидкостный

+

Частота вращения ротора масляной центри

Строботахометр

+

+

+

фуги

Вибротахометр

Загрязненность масляных фильтров

Устройство для определения загрязненности

+

-f-

+

масляных фильтров

Содержание воды в топливных фильтрах и

Приспособление для определения качества

+

+

+

баках

топлива

Натяжение ремней вентилятора, генератора

Приспособление для определения иатяження

+

+

и компрессора

ремней

Давление воздуха в шинах

Манометр шинный

+

+

Уровень электролита в аккумуляторной ба

Уровнемер

+

+

тарее

Приспособление для определения качества кар

Содержание механических примесей и присадки

+

+

+

в дизельном масле

терного масла

Зазоры в клапанном и декомпрессионном меха

Приспособление для проверки и регулировки

+

+

низмах двигателя

зазоров

Набор щупов

Пропускная способность фильтрующих элемен

Секундомер

+

тов грубой очистки масла

Емкость на 5—7 л

Заглушки

Давление впрыска и качество распиливания

Прибор для испытания форсунок

топлива *

Состояние муфт сцепления трактора и вала

Прибор стробоскопический

+

отбора мощности, механизмов управления

Набор шабловов

муфтами и увеличителем крутящего момента

Набор щупов

Линейка масштабная

Динамометр пружинный

Для установления целесообразности дальнейшей эксплуатации трактора без ремонта износное состояние его узлов и агрегатов, как правило, проверяют при техническом обслуживании № 3 и после отработки планового межремонтного периода. Если отсутствуют явные признаки неисправностей, снижающих надежность и долговечность трактора, первую проверку износного состояния нерегулируемых узлов и механизмов нового или отремс?нтированного трактора рекомендуется проводить после наработки до текущего ремонта, т. е. через 1920 моточасов от начала эксплуатации.

Состояние узлов и механизмов, требующих периодической регулировки и выполнения других профилактических операций, следует проверять в строгом соответствии с действующими правилами технического обслуживания тракторов.

При возникновении неисправностей, могущих повлечь за собой аварию или снижение надежности и долговечности узлов и агрегатов трактора, а также в случае заметного снижения мощности и экономичности двигателя их устраняют, не дожидаясь очередного технического обслуживания. В остальных случаях сроки устранения неисправностей приурочивают к очередному техническому обслуживанию №1,2 или 3.

Если появление неисправностей и отказов вызвано значительным износом трущихся сопряжений, характеризующимся частыми поломками деталей, стуками, шумами, чрезмерным нагревом узлов и механизмов, повышенной интенсивностью их изнашивания и другими факторами, снижающими надежность и долговечность агрегатов трактора, то вопрос о целесообразности его дальнейшей эксплуатации без ремонта решают, не дожидаясь очередного технического обслуживания № 3.