Оценка состояния цилиндро-поршневой группы по угарукартерного масла и компресии

Определение расхода картерного масла на угар. Угар картерного масла в процентах к расходу дизельного топлива определяют путем проведения трех-четырех контрольных смен перед постановкой трактора на техническое обслуживание № 3. В таких случаях двигатель предварительно прогревают, останавливают и сразу же после остановки сливают из картера отработанное масло. Промывают масляные фильтры и систему смазки (при неработающем двигателе), а также выполняют все остальные операции очередного технического обслуживания.

Заправляют двигатель свежим маслом по верхнюю метку на масло-мерной линейке и полностью заливают в бак трактора дизельное топливо. Запускают двигатель, прогревают до нормального теплового состояния (ttt = 85—95° С, tH — 75—85°С), останавливают и через 20 мин после этого сливают масло в чистую посуду, взвешивают масло и снова заливают в картер.

Проводят контрольную смену, используя трактор на энергоемких работах (пахота, культивация, посев и др.). Работу выполняют на максимальном скоростном режиме двигателя, не допуская при этом нарушения требований агротехники.

По окончании контрольной смены, через 20 мин после остановки двигателя сливают масло из картера, взвешивают его и снова заливают в картер. По разнице в массе масла до и после проведения контрольной смены подсчитывают угар.

Полностью доливают в бак дизельное топливо из заранее приготовленной емкости и определяют количество залитого топлива, взвесив емкость до и после дол ива.

Подсчитывают расход масла на угар в процентах к расходу топлива. Если расход картерного масла на угар превышает 4,5—5,0% к расходу топлива (у двигателей средней мощности), то это свидетельствует о предельном износе поршневых колец или цилиндро-поршневой группы в целом.

Чтобы измерить компрессию в цилиндре, прибор устанавливают на двигатель вместо форсунки. Открывают выпускной вентиль 3 и прокручивают двигатель при помощи пускового устройства или тормозного стенда (в случае диагностирования трактора на стационарном посту технического обслуживания и диагностики) при выключенном декомпрессоре (если он установлен на двигателе). Убедившись в нормальной частоте прокручивания коленчатого вала, закрывают выпускной вентиль компресси-метра и наблюдают за перемещением стрелки манометра. Как только показание манометра достигнет максимума (стрелка остановится), записывают его и открывают выпускной вентиль.

Замеры следует проводить с трехкратной повторностью. Комп рессиметр фи кси р у ет максимальное давление, создаваемое в камере сгорания на такте сжатия. Погрешность измерений (инструментальная) компрессиметром КИ-861 не превышает 4 %. Однако достаточно точное определение абсолютных значений компрессии затруднено вследствие нестабильности

частоты вращения коленчатого вала при прокрутке его пусковым устройством. Наиболее точные показатели получаются при определении разницы в значениях компрессии каждого цилиндра.

Если разница между компрессией отдельного цилиндра и средним значением компрессии остальных цилиндров превышает 4 кгс/см2, то это свидетельствует о неисправности данного цилиндра. Причиной относительно низкой компрессии в отдельном цилиндре может быть поломка или закоксовывание компрессионных колец, а причиной относительно высокой компрессии — поломка маслосъемного кольца.