Основные требования техники безопасности при обслуживании тракторов

При выполнении контрольно-диагностических операций и различных видов работ, связанных с устранением и предупреждением отказов, необходимо соблюдать основные требования техники безопасности. Сначала приводим требования общего характера, а затем конкретные требования техники безопасности, связанные со спецификой выполнения отдельных операций (конкретные требования изложены в той же последовательности, что и операции по контролю технического состояния элементов тракторов и профилактике отказов).

Работы по техническому обслуживанию тракторов, включая контроль их состояния, разрешается проводить в спецодежде.

Все контрольно-диагностические и регулировочные операции, за исключением тех, выполнение которых возможно только при работающем механизме, узле, агрегате, следует проводить при заглушённом двигателе. Операции при работающем двигателе выполняют, убедившись, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и в кабине нет посторонних лиц. Регулировка узлов и агрегатов во время движения трактора недопустима.

Перед тем как запустить двигатель трактора, необходимо проверить, что рычаг коробки передач и рукоятки распределителя гидросистемы находятся в нейтральном положении. Запуская пусковой двигатель, запрещается наматывать пусковой шнур на руку. На конце шнура должна быть деревянная рукоятка, при охвате которой шнур следует пропускать между пальцами.

В период выполнения контрольно-диагностических и регулировочных операций возле трактора не должно быть посторонних лиц.

Контрольно-диагностические средства и слесарный инструмент должны быть исправными, соответствовать своему назначению и обеспечивать безопасность работ.

При регулировке узлов и агрегатов трактора, связанной с частичной или полной их разборкой, нужно соблюдать меры безопасности, рекомендуемые при проведении разборочно-сборочных работ: применять исправное оборудование и инструмент, пользоваться подъемными механизмами, применять съемники и специальные приспособления при выпрессовке и снятии деталей, предупреждать самопроизвольное перемещение трактора или отдельных его узлов и агрегатов.

При осмотре объектов контроля и регулирования используют переносную лампу напряжением не более 36 В. Она должна быть защищена проволочной сеткой. Применять для этих целей различные горелки, спички и факелы запрещается.

При промывке узлов и агрегатов трактора керосином или бензином (например, муфт сцепления, тормозов, муфт поворота) необходимо принимать меры, предупреждающие воспламенение паров промывочной жидкости: обеспечивать надежность изоляции электропроводки от замыкания на корпус и появления искры, не курить.

Очищать и промывать контролируемые узлы и детали (масляные фильтры, воздухоочиститель, форсунки) следует при помощи щетинной щетки, скребков и специальных приспособлений. Это предотвращает кожу рук от повреждения абразивами и заусенцами, а также от загрязнения смолистыми веществами.

При выполнении операций, требующих поднятия рамы, передней или задней оси трактора (например, при проверке и регулировке подшипников ходовой системы), нужно применять исправный домкрат или подъемный механизм, а под домкрат подкладывать надежные подставки из нехрупкого материала. Во время выполнения работ при поднятой раме или оси трактора нельзя оставлять раму (ось) на домкрате, следует подставлять под них надежные подставки и затормаживать трактор.

При установке на выпускную трубу эжектора прибора КИ-4887-1 (см. гл. VI) нужно остерегаться возможных ожогов рук о выхлопную трубу.

Снятие и установку форсунок на двигатель проводят при неработающем двигателе.

Чтобы не допустить ожога рук, сливать горячее масло из картера (см. § 4 гл. VI) следует в защитных рукавицах, а заправлять трактор топливом только закрытым способом, соблюдая требования пожарной безопасности.

Перед измерением зазоров в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма индикаторами с применением компрессорно-вакуумной установки убеждаются в надежности фиксации коленчатого вала от прокручивания под действием сжатого воздуха. Зазоры разрешается измерять при наличии смотровой канавы и переносной лампы (светильника). Чтобы предотвратить несчастные случаи при возможном самопроизвольном прокручивании коленчатого вала под давлением сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр, в процессе измерения зазоров запрещается находиться под блок-картером. Показания индикаторов необходимо отсчитывать при перекрытом воздухораспределительном кране, находясь сбоку блок-картера и освещая циферблаты индикаторов переносной лампой.

При проверке упругости клапанных пружин прибором КИ-723 во избежаиие травмирования рук следует устанавливать стойки на тарелку клапана и нажимать на рукоятку прибора вертикально, нужно также избегать резкого воздействия на рукоятку.

Гайки шпилек крепления головки цилиндров подтягивают динамометрическим ключом, а при отсутствии его — торцовым ключом (без удлинителя), так как в этом случае вследствие чрезмерно большого крутящего момента возможен срыв резьбы в гайке или поломка ключа, и, следовательно, травмирование руки неизбежно.

Во время прослушивания стуков и шумов в шестернях распределения соблюдают осторожность, так как места прослушивания находятся вблизи от лопастей вентилятора, которые могут нанести травму.

При очистке термостата от накипи (кипячением в содовом растворе) и проверке его работы пользуются рукавицами, предохраняющими руки от ожогов.

Чтобы предотвратить попадание рук под ремень или травмирование их вращающимися деталями, нельзя проводить натяжение ремней вентилятора, генератора и компрессора при работающем двигателе.

Прибор для проверки степени загрязненности воздухоочистителя следует присоединять к впускному трубопроводу при неработающем двигателе.

Во время проверки давления впрыска и качества распыливания топлива форсунками нельзя допускать попадания струи топлива на руки, так как распыленные частицы топлива, ударяя с большой силой, пробивают кожный покров и проникают в организм, оказывая на него вредное действие. Недопустимо также попадание паров топлива в зону дыхания, поэтому без применения специального глушителя запрещается испытывать форсунки.

Чтобы не происходило разбрызгивания топлива, выбрасываемого насосными элементами, при проверке состояния плунжерных пар прибором КИ-4802 на штуцера непроверяемых секций слегка навинчивают защитные колпачки.

При измерении частоты вращения валов приставным тахометром остерегаются соприкосновения с незащищенными вращающимися деталями.

Открывать регулятор для регулировки величины подачи топлива насосом (насосы тракторов Т-4, Т-4А, К-700 и насосы типа ТН-9Х10, ТН-8,5х10) необходимо при неработающем двигателе.

Во избежание ожогов в случае появления течи масла при испытании двигателя с применением гидродогружателя нельзя допускать нагрева масла в гидросистеме свыше 60° С. При установке редуктора на хвостовик вала отбора мощности нужно выключать ВОМ. Испытания проводят при отсоединенных навесной машине или орудии.

При ввинчивании датчика измерителя мощности ИМД-2М в отверстие кожуха маховика соблюдают осторожность, не допуская задевания за него зубьев венца маховика.

Чтобы не происходил запуск пускового двигателя при выполнении контрольно-диагностических и регулировочных операций, прокрутку его коленчатого вала проводят при снятом проводе высокого напряжения с электрода свечи (у двигателей П-23 и П-46 снимают оба провода) .

При измерении частоты вращения коленчатого вала пускового двигателя нужно остерегаться случайного прикосновения к незащищенному маховику.

Открывать люк кожуха муфты сцепления пускового двигателя и регулировать муфту можно только при неработающем пусковом двигателе. Необходимо следить, чтобы в картер муфты сцепления не попадали посторонние предметы (болты, гайки, инструмент и др.).

Во избежание разноса пускового двигателя механизм включения должен быть отрегулирован так, чтобы шестерня привода венца маховика дизеля выключалась автоматически в момент, когда дизель начинает работать устойчиво.

При прокручивании коленчатого вала дизеля во время регулировки муфты сцепления трактора необходимо проявлять осторожность, чтобы не повредить пальцы рук.

Своевременная проверка и регулировка механизмов управления поворотом (особенно колесных тракторов) — одно из основных условий безопасности движения трактора. Чтобы обеспечить эти условия, следует своевременно устранять неисправности и чрезмерно большой свободный ход рулевого колеса (см. гл. XVI), смазывать трущиеся сочленения, не допускать нарушений в работе гидроусилителя рулевого управления (если он установлен на тракторе), своевременно и тщательно регулировать следящее устройство (у трактора К-700).

Запрещается езда на тракторе, а также стоянка на наклонной и неровной площадке с неисправными тормозами, так как это одна из наиболее частых причин наезда и других несчастных случаев (особенно при выполнении транспортных работ). Состояние тормозной системы нужно проверять ежедневно перед началом работы. Педали должны свободно проворачиваться на своих осях, соединения тяг с рычагами должны быть надежными; ход левой и правой педалей должен быть одинаковым.

Безотказность движения трактора во многом также зависит от состояния ходовой системы. Для предупреждения несчастных случаев не менее важно соблюдать правила выполнения работ при обслуживании ходовой системы.

При проведении контрольно-диагностических и регулировочных работ, требующих поднятия рамы трактора, нужно приподнимать каждую сторону поочередно и предотвращать возможность перемещения трактора. При разъединении и соединении гусеничных цепей, а также при перестановке или замене ведущих колес, спрессовке опорных катков пользуются специальными съемниками. Выбивать пальцы гусениц следует выколоткой из мягкой стали и пользоваться исправной кувалдой. Зашплинтовывать пальцы гусениц необходимо стандартными или изготовленными по форме стандартных шплинтами. Для облегчения регулировки натяжения гусениц и предотвращения срывов ключа после каждой регулировки резьбу натяжного винта смазывают солидолом и обматывают тканью.

В ходовой системе колесных тракторов своевременно контролируют давление воздуха в шинах и проверяют состояние шин внешним осмотром. Шины не должны иметь трещин, пузырей и других дефектов, которые могут вызвать их разрыв. Давление в шинах следует поддерживать в соответствии с видом выполняемой работы.

При накачивании воздуха в шины нельзя допускать повышения давления сверх нормального, так как это может привести к их разрыву, выскальзыванию замочного кольца и как следствие к травмированию обслуживающего персонала. При перестановке или замене колес и регулировке подшипников в их ступицах раму или оси трактора устанавливают на надежные подставки. Оставлять раму или ось на домкрате запрещается.

Во время проверки работы гидравлической системы под нагрузкой (см. гл. XVIII) посторонним лицам нельзя находиться возле трактора. При проверке производительности насоса и состояния распределителя обеспечивают надежное присоединение прибора КИ-1097Б к гидросистеме и соблюдают осторожность при диагностировании агрегатов.

Особую осторожность следует проявлять при контроле технического состояния аккумуляторных батарей. Во избежание ожогов кожи нельзя допускать попадания на руки электролита. Батареи очищают обязательно в рукавицах обтирочным материалом, смоченным в водном растворе аммиака (нашатырном спирте). При проверке уровня электролита пользоваться открытым огнем не разрешается, так как смесь водорода, выделяющегося из электролита, с кислородом воздуха (гремучий газ) взрывоопасна. Недопустима проверка степени разряженности батареи путем короткого замыкания клемм, так как в этом случае возможны ожоги. При недостатке в аккумуляторах электролита следует доливать в них только дистиллированную воду.