Определение зазоров в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике по временным параметрам

В ГОСНИТИ разработано устройство, позволяющее определять зазоры в верхней и нижней головках шатуна при неработающем двигателе без снятия поддона картера по методу, предложенному В. Н. Власенко совместно с автором книги. Это устройство состоит из компрессорно-вакуумной установки и электронного измерительного прибора. Компрессорно-вакуумная установка, как и в предыдущем случае, служит для попеременного создания в надпоршневом пространстве разрежения и сжатия, вызывающих перемещение поршня и шатуна на величину зазора S0 = + S2 в сопряжениях бобышки поршня — поршневой палец и поршневой палец—втулка шатуна и зазора S3 в сопряжении шейка коленчатого вала — шатунный подшипник.

Как показывают многочисленные наблюдения, зазор 5Х между бобышками поршня и поршневым пальцем бывает незначительным по сравнению с зазором S2 между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна. Поэтому в дальнейшем под зазором 50 будем подразумевать зазор в верхней головке шатуна.

Измерительный прибор фиксирует время между началом сдвига поршня в цилиндре и моментами соударения деталей в верхней и нижней головках шатуна.

Принцип работы компрессорно-вакуумной установки аналогичен принципу работы установки КИ-4942, описанной в предыдущем параграфе. В данной установке в отличие от предыдущей вместо обычного трехходового распределительного крана применен воздухораспределитель 3 с электропневматическим дистанционным управлением. Кроме того, вместо одного компрессора эта установка снабжена двумя насос-компрессорами, один из которых работает в режиме вакуум-насоса, а другой — в режиме компрессора.

Данная установка пригодна и для определения зазоров путем непосредственного измерения их с помощью индикаторов по приведенной ранее схеме.

Техническая характеристика насос-компрессора

Марка ................................................ВНК-1

Тип..........................Пластинчато-роторный

Производительность при давлении на входе до 760 мм рт. ст., м3/ч............................4

Полное остаточное давление (не более), мм рт. ст................................................10

Конечное давление нагнетания (не менее), кгс/см2..............................................2,0

Электродвигатель (тип) ............................АВ-071-4

Напряжение, В......................................220/380

Мощность, кВт ......................................0,27

Частота вращения вала, об/мин..................1400

Габариты агрегата, мм..............................365x183x273

Масса агрегата, кг .................................17

Техническая характеристика воздухораспределителя

Марка ................................................БВ64-14

Тип..........................Электропневматический

Расход воздуха (наибольший), м3/мин ..........0,9

Рабочее давление, кгс/см2..........................2—6

Число двойных ходов золотника (наибольшее) в минуту............................................50

Условный проход, мм..............................15

Основной блок состоит из трех каналов, служащих для усиления и формирования сигналов, поступающих с датчиков, цепей коммутацииканалов и двух стрелочных индикаторов, предназначенных для регистрации результатов измерений. Третий канал усиливает сигнал, поступающий с датчика давления, и измеряет текущее давление в цилиндре двигателя на любом участке нарастания.

Для регистрации импульсов вибрации служат датчики ИС-312, которые крепятся при помощи постоянных магнитов. Текущее давление в надпоршневом пространстве регистрируется датчиком типа ЭДМУ-1, находящимся во впускном наконечнике 2, который устанавливают в отверстие для форсунки проверяемого цилиндра.

В качестве стрелочных индикаторов используют миллиамперметры. Шкалу левого индикатора градуируют в единицах скорости нарастания давления а кгс/(см2-с), а шкалу правого — в мс (миллисекундах).

При помощи описанного устройства зазоры определяют в следующем порядке.

Устанавливают датчики измерительного прибора на торец коленчатого вала (присоединяют к болту крепления шкива) и на блок цилиндров с противоположной стороны распределительного вала, на уровне оси поршневого пальца. Места установки датчиков предварительно зачищают наждачной шкуркой.