Новые устройства для комплексной проверки состояния элементов тракторов

С целью значительного снижения трудоемкости диагностирования, а также повышения точности и достоверности результатов измерений в настоящее время ведутся работы по созданию электронных диагностических систем для комплексной проверки технического состояния машин и их механизмов.

Одно из простейших устройств, позволяющее определять состояние нескольких элементов двигателя трактора, — электронный малогабаритный диагностический прибор (ЭМДП), разработанный ЛСХИ совместно с Выборгским приборостроительным заводом. Благодаря нескольким датчикам и переключателю рода работ этот прибор позволяет определять до 7 параметров состояния различных сопряжений двигателя при наличии только одного стрелочного индикатора.

Как уже отмечалось, наиболее перспективными средствами для комплексной диагностики технического состояния машин и их механизмов являются электронные диагностические системы, включающие в себя целый ряд функционально связанных между собой устройств и датчиков. Одна из них — это система для определения дискретных (прерывных) значений фазовых диаграмм периодических процессов (СИФД), разработанная Малоярославецким филиалом ГОСНИТИ совместно с Сибирским энергетическим институтом СО АН СССР и Центральным конструкторским бюро гидрометеорологического приборостроения (авторы Ю. К. Бобков, Ю. М. Горский и Н. А. Чернышев).

Для проверки состояния элементов тракторов и других сложных сельскохозяйственных машин, а также оборудования Украинским филиалом ГОСНИТИ и Конструкторским бюро контрольных приборов разрабатывается автоматизированная диагностическая система «Урожай». К вариантам этой системы относится диагностическая установка «Урожай-1Т, предназначенная для контроля технического состояния основных узлов и агрегатов тракторов и самоходных шасси.

Следует отметить, что перечисленные устройства и методы определения при их помощи технического состояния объектов контроля имеют ряд недостатков, ограничивающих область применения этих устройств и не всегда позволяющих получить необходимую точность и достоверность результатов измерений. Одна из основных причин этих недостатков — плохая приспособленность тракторов к диагностированию, а также недостаточно обоснованный выбор параметров состояния некоторых сопряжений.

В настоящее время опытные партии перечисленных устройств проходят широкую проверку в условиях эксплуатации. Необходима дальнейшая работа по их совершенствованию, а также уточнение замеряемых ими параметров, их номинальных, допустимых и предельных значений.

Приведем краткое описание диагностических устройств ЭМДП-2 и СИФД-1, а также указания о порядке использования их для контроля технического состояния узлов и агрегатов трактора. Подробная технология диагностирования и методы оценки состояния объектов контроля изложены в специальных инструкциях, прилагаемых к каждому из упомянутых устройств.