Факторы, влияющие на неравномерность подачи топлива

Долговечность двигателя во многом зависит от распределения нагрузки по цилиндрам, которое зависит главным образом от цикловой подачи каждого насосного элемента. Новый или отремонтированный топливный насос регулируют так, чтобы цикловая подача всех элементов была одинаковой. В процессе эксплуатации равномерность подачи топлива нарушается. Например, после 1500 ч работы двигателя Д-37М (трактор Т-40) с топливным насосом УТН-5 и форсунками 6Т2-20С1-В неравномерность подачи достигла 15%, тогда как в начале эксплуатации она составила 2%.

Увеличение неравномерности подачи по мере эксплуатации в основном обусловливается различной скоростью изнашивания прецизионных пар отдельных насосных элементов и наличием местных износов, что, в свою очередь, связано с неодинаковыми первоначальными зазорами в сопряжениях, различной твердостью рабочих поверхностей и чистотой их обработки, а также неодинаковыми допусками на изготовление деталей.

Равномерность подачи проверяют и регулируют при номинальной частоте вращения кулачкового вала насоса. Во время работы дизеля на других режимах вследствие отклонения в величине диаметров плунжеров, углов наклона винтовых (отсечных) кромок, углов расположения поводков плунжеров неравномерность подачи топлива увеличивается.

Наиболее резкое увеличение неравномерности подачи наблюдается с понижением частоты вращения кулачкового вала, что обусловлено увеличением разности утечек топлива через зазоры прецизионных пар при различной степени изношенности их. По этой причине при малых частотах вращения коленчатого вала происходит выключение подачи топлива в отдельные цилиндры, в результате чего двигатель работает с перебоями. Поэтому, регулируя топливный насос с изношенными плунжерными парами, следует проверять его работу не только при номинальной, но и минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала.

При различной степени изношенности плунжерных пар на неравномерность подачи значительное влияние оказывает температура топлива. С повышением ее неравномерность возрастает, что объясняется увеличением разности утечек топлива через зазоры в связи с понижением его вязкости. В настоящее время на заводах-изготовителях и ремонтных предприятиях величину и равномерность подачи регулируют при температуре топлива в баке стенда, равной 20—30° С. При работе же двигателя температура топлива в головке насоса достигает 60—70° С. В результате этого значительно уменьшается вязкость топлива и возрастает разница утечек топлива через зазоры плунжерных пар, что влечет за собой увеличение неравномерности подачи.

На неравномерность подачи топлива в цилиндры значительное влияние оказывает техническое состояние нагнетательных клапанов и форсунок, что обусловлено различными зазорами между разгружающими поясками и направляющими отверстиями клапанов, различным износом сопловых отверстий распылителей, изменением давления затяжки пружин форсунок, закоксовыванием распылителей и др.