Электрооборудование

Из всех агрегатов электрооборудования чаще всего выходят из строя аккумуляторные батареи. К основным неисправностям аккумуляторных батарей относятся следующие: ускоренный саморазряд, преждевременная разрядка аккумулятора, короткое замыкание внутри аккумулятора, разрушение пластин.

Ускоренный саморазряд возникает при попадании грязи в электролит или из-за утечки тока по влажной поверхности мастики и крышек бака. Загрязненный электролит, кроме того, разрушает активную массу и решетки пластин. Для предотвращения указанных явлений необходимо регулярно протирать поверхность мастики и крышек чистой тряпкой, смоченной 10-процентным раствором соды, а затем насухо вытирать тряпкой. Загрязненный электролит сливают из батареи, предварительно разрядив ее. Затем промывают батарею дистиллированной водой и заливают в нее свежий электролит, плотность которого должна быть несколько выше, чем у слитого электролита. После этого батарею заряжают и в конце зарядки доводят плотность электролита до нормальной.

Преждевременная разрядка одного из аккумуляторов может происходить по причине коробления или частичного разрушения пластин. После разрядки такого аккумулятора до предельного значения он начинает быстро разряжаться полностью, в то время как остальные аккумуляторы еще не разряжены. В этом случае разрядный ток других аккумуляторов явится для него зарядным током, вследствие чего произойдет переполюсовка пластин и, следовательно, значительно уменьшится общее напряжение аккумуляторной батареи. Однажды переполюсованные батареи имеют ограниченный срок службы. Плотность электролита в преждевременно разряжающемся аккумуляторе во время зарядки ниже, чем в остальных аккумуляторах, и после зарядки она отличается более чем на 0,02 г/см3 от плотности, рекомендуемой для данных климатических условий. При наличии такого аккумулятора напряжение батареи в конце зарядки будет пониженным.

Если батарея имеет переполюсовавный аккумулятор, то для восстановления его полярности следует провести один-два цикла заряд — разряд — заряд.

Короткое замыкание пластин возникает вследствие разрушения сепараторов или соединения разноименных пластин частицами выпавшей активной массы. При зарядке батареи напряжение короткозамк-нутого аккумулятора повышается незначительно или полностью отсутствует, а при испытании нагрузочной вилкой оно падает до нуля. Аккумуляторная батарея, имеющая хотя бы один короткозамкнутый аккумулятор, к дальнейшей эксплуатации непригодна.

Разрушение пластин представляет собой выкрашивание активной массы и разрушение решеток. Это явление чаще наблюдается у положительных пластин. Оно происходит по причине изменения объема активной массы в процессе разряда — заряда и ослабления сцепления частичек между собой. Процесс выкрашивания активной массы ускоряется при толчках, а также при перезарядке батареи током большой величины. В результате такого процесса электролит окрашивается в коричневый цвет.

Решетки положительных пластин разрушаются при систематических длительных зарядках вследствие окисления их кислородом, выделяющимся при зарядке. Окисленная решетка становится очень хрупкой и разрушается от сотрясения батареи.

Чтобы предупредить разрушение пластин, необходимо своевременно и правильно регулировать напряжение, поддерживаемое реле-регулятором.

Основные элементы зарядной цепи — генератор и реле-регулятор. Их неисправности нарушают работу всей системы электрооборудования.

К неисправностям генераторов постоянного тока относятся витковое замыкание в обмотках якоря и возбуждения, обрыв обмоток, повышенное искрение под щетками, замыкание изолированной щетки и обмотки якоря на корпус и др.

Витковое замыкание в обмотках якоря и возбуждения возникает вследствие нарушения изоляции проводов обмоток. При этом падает мощность генератора и повышается искрение между контактами регулятора напряжения. Витковое замыкание вызывает перегрев обмотки, что приводит к разрушению ее изоляции.

Обрыв обмотки якоря обычно происходит в местах припаивания концов секций к пластинам коллектора. В этом случае наблюдается повышенное искрение под щетками и резко снижается мощность генератора.

Наиболее частыми причинами повышенного искрения под щетками являются зависание щеток и загрязнение коллектора. При этом нарушается контакт между щетками и коллектором, вследствие чего повышается износ щеток и повреждается (обгорает) поверхность коллектора. Причинами зависания щеток могут быть заусенцы и забоины на направляющих плоскостях щеткодержателей, попадание масла и грязи на стенки щеткодержателей или их деформация. Заусенцы и забоины зачищают надфилем. Масло и грязь удаляют тряпкой, смоченной в бензине.

К наиболее часто встречающимся неисправностям реле-регулятора относятся обрыв и замыкание обмоток, нарушение крепления и перегорание сопротивлений, нарушение регулировок регулятора напряжения, реле обратного тока и ограничителя тока, окисление контактов, обрыв провода, соединяющего корпус генератора с корпусом реле-регулятора.

В случае обрыва основного провода регулятора напряжения повышается напряжение генератора при увеличении частоты вращения якоря. При обрыве обмотки реле обратного тока не замыкается электрическая цепь между генератором и аккумуляторной батареей. Обрыв обмоток, перегорание или плохое крепление добавочных сопротивлений вызывают усиленное искрение между контактами, вследствие чего происходит окисление и сваривание контактов, влекущее за собой снижение напряжения генератора.

При обрыве выравнивающей обмотки и выравнивающего сопротивления генератор не возбуждается, а при обрыве ускоряющей обмотки напряжение генератора понижается. Если оторван провод, соединяющий корпус генератора с корпусом реле-регулятора, то контакты регулятора напряжения будут замкнуты, а контакты реле обратного тока разомкнуты. В этом случае напряжение резко возрастает и обмотки генератора перегреваются.

Нарушение регулировок реле-регулятора вызывает увеличение или уменьшение напряжения генератора и величины обратного тока. Например, при увеличении зазора между контактами реле обратного тока или между якорем и сердечником контакты будут замыкаться только при повышенном напряжении генератора, вследствие чего ухудшится или вовсе прекратится процесс зарядки аккумуляторной батареи.

Неисправности тракторов и их внешние признаки

Наименование узлов и агрегатов

Признаки неисправностей

н их неисправности

Основной двигатель

1. К р н в о ш и п н о-ш а т у н -

ный механизм

Изношены гильзы, поршни и

Перерасходуется картерное масло. Из отвер

поршневые кольца

стия сапуна выходит большое количество газов.

Низкая компрессия (двигатель трудно запу

скается). Преждевременно стареет картерное

масло (большое количество отложений на фильт-

f\ А VI

Закоксовались поршневые

pax;

То же

кольца, на поршнях и кольцах

имеются лакоотложения

Изношены подшипники ко

Низкое давление масла в магистрали. Глухие

ленчатого вала

стуки в средней и нижней частях блока ци

линдров, усиливающиеся при резком изменении

частоты вращения коленчатого вала и прекра

щающиеся при выключении подачн топлива

Изношены поршневой палец

в проверяемый цилиндр

Металлический стук в верхней части блока

и втулка верхней головки ша

цилиндров, усиливающийся при резком изме

туна

нении частоты вращения коленчатого вала и

прекращающийся при выключении подачи топ

лива в проверяемый цилиндр

2. Механизм газорас

пределения

Большие зазоры между стерж

Металлические стуки в зоне клапанного ме

нями клапанов и бойками ко

ханизма

ромысел

При малой частоте вращения коленчатого

Неплотно прилегают клапаны

к гнездам (износ или подгора

вала наблюдаются перебои. Свист или шипение

ние фасок)

воздуха во впускном или выпускном трубопро

водах при прокручивании коленчатого вала.

Нарушены фазы газораспре,-

Затруднен запуск двигателя

Двигатель дымит и не развивает полной мощ

деления (изношены кулачки

ности. Возможны случаи соударения клапанов

распределительного вала и ше

и поршней. При значительном износе шестерен

стерни распределения или ше

распределения слышен шум в зоне их располо

стерни соединены не по меткам)

жения, усиливающийся при изменении частоты

вращения коленчатого вала

Ослабла упругость или поло

Двигатель работает с перебоями и не разви

мана пружина клапана (клапан

вает полной мощности

зависает во втулке)

Ослабло крепление головки

Двигатель работает с перебоями и не разви

к блоку цилиндров, прогорела

вает полной мощности. Из верхнего бака радиа

прокладка

тора (при открытой заливной горловине) выхо

дят пузырьки газов. Возможно наличие воды

в картерном масле. Затруднен запуск двигателя

Трещина в диище головки

То же

цилиндрбв

 

Наименование узлов и агрегатов и их неисправности

Признаки неисправностей

3. Система смазки дви

гателя

Неисправен маслиный мано

При исправном двигателе показания мано

метр

метра выходят за пределы допустимых значений

Изношен масляный насос

(чаще всего занижены)

Низкое давление масла в магистрали

Изношен (разрегулирован)

То же

редукционный или сливной клапан

Пап

Изношен (разрегулирован)

При смене масла на фильтре мало отложений

перепускной (грязевой) клапан

или они вовсе отсутствуют (масло проходит

через клапан, минуя фильтр)

Неисправна реактивная ма

После остановки двигателя не слышно работы

сляная центрифуга (РМЦ)

ротора РМЦ или ротор быстро останавливается.

Мало отложений в полости ротора

4. Система охлаждения

двигателя

Неисправен термометр воды

При работе исправного двигателя под нагруз

кой показания термометра не соответствуют

нормальному теплоному состоянию двигателя

Неисправен термостат

Двигатель медленно прогревается и часто

переохлаждается

В системе большое количество

Двигатель перегревается (чрезмерно высокая

шлама и накипи

температура картерного масла)

Неисправен водяной насос

Двигатель перегревается. Вода в радиаторе

или ослабло натяжение ремня

закипает

вентилятора

То же

Сильно загрязнена сердцеви

на радиатора

Двигатель перегревается

Сил ьно загрязнены проме

жутки между ребрами цилинд

ров и головок (двигатель воз

душного охлаждения)

5. Воздухоочиститель

и впускной трубопро

вод

Воздухоочиститель сильно

Снизились мощность и экономичность.

загрязнен

В картерном масле много частиц кремния

(повышенный износ двигателя)

Нет масла в поддоне возду

То же

хоочистителя

Нарушена герметичность воз

» »

духоочистителя и впускного

трубопровода

6. Топливная аппара

тура

Изношены или закоксованы

Двигатель дымит и не развивает полной мощ

распылители форсунок (плохое

ности. Затруднен запуск двигателя

качество распиливания топлива)

Продолжение

Наименование узлов и агрегатов

Признаки неисправностей

и их неисправности

Заедает игла в корпусе рас

Двигатель работает с перебоями, дымит и не

пылителя форсунки

развивает полной мощности. Затруднен запуск

двигателя

Форсунка не работает

Двигатель работает с перебоями. При выклю

чении подачи топлива в неработающий цилиндр

характер работы двигателя, определяемый по

звуку и дымности выхлопа, не меняется

Изношены плунжерные пары

Затруднен запуск двигателя. В картер топ

ливного насоса попадает большое количество

топлива

Плунжеры заедают во втул

Двигатель идет «вразнос» нли останавливается

ках (в головку насоса попала

вода или абразивы)

Изношены нагнетательные

Двигатель работает с перебоями. Снижены

клапаны

мощность и экономичность. Быстро выходят из

Предельно засорились фильт

строя распылители (закоксовываются)

Двигатель не развивает полной мощности.

рующие элементы тонкой очи

Цилиндры работают неравномерно (неравномер

стки топлива

ный звук выхлопа)

Изношен перепускной клапан

То же

Изношен подкачивающий на-

ЛПЛ

» »

Слишком поздняя подача топ

Двигатель плохо запускается. При холостом

лива в цилиндры двигателя (мал

ходе на максимальном скоростном режиме ра

угол опережения подачи)

ботает с перебоями, выбрасывая из выпускной

трубы серый дым; при нагрузке работает без

перебоев, но дымит (черный дым). Звук отра

ботавших газов напоминает работу карбюратор

ного двигателя (мягкая работа). Мощность и

экономичность занижены

Преждевременная подача топ

Двигатель плохо запускается. Из выпускной

лива в цилиндры двигателя (ве

трубы выбрасывается черный, дым. При холо

лик угол опережения подачи)

стой работе дымление может быть чуть замет

ным; с увеличением нагрузки дымление увели

чиваем; работа двигателя сопровождается ме

таллическими стуками, особенно при малой

частоте вращения коленчатого вала (жесткая

работа). Мощность и экономичность занижены

В систему топливоподачи по

Двигатель плохо запускается, работает с пе

падает воздух

ребоями

Занижены частота вращения

Двигатель не развивает полной мощности.

коленчатого вала и подача топ

При отсутствии неисправностей работает без

лива

дыма

Большая неравномерность по

Цилиндры работают неравномерно (неравно

дачи топлива по цилиндрам

мерный звук выхлопа)

Пусковой двигатель и переда

точные механизмы

Нарушена регулировка кар

Двигатель не запускается или работает с пе

бюратора

ребоями

Неисправно магнето или

pDPUS

То же

^D\- lei

Неправильно установлен угол

» »

опережения зажигания

Продолжение

Наименование узлов и агрегатов и их неисправности

Признаки неисправностей

Нарушена регулировка регулятора числа оборотов

Чрезмерно изношены детали цилиндро-поршневой группы

Пробуксовывает муфта сцепления

Не включена шестерня механизма включения

Неисправен механизм выключения пускового двигателя или нарушена его регулировка

Двигатель не развивает полной мощности (занижена частота вращения коленчатого вала)

То же

Пусковой двигатель не прокручивает основной двигатель

То же

Основной двигатель отключается преждевременно

Муфта сцепления трактора

Изношены или замаслены фрикционные накладки (муфта пробуксовывает)

Слишком большой свободный ход педали (рычага) выключения муфты

Чрезмерно нагревается корпус муфты во время работы под нагрузкой (проверяют на ощупь при открытом люке); специфический запах в пространстве около муфты

Происходит неполное выключение муфты, сопровождаемое шумным переключением передач

Коробка передач, главная и конечные передачи

Изношены зубья шестерен и подшипники валов

Наблюдаются значительный шум и стуки в корпусах передач при движении трактора

Механизмы управления поворотом гусеничных тракторов

Изношены или замаслены диски муфт поворота (при движении трактора под нагрузкой диски пробуксовывают)

Отсутствует свободный ход рычагов управления

Слишком большой свободный ход рычагов управления

Изношены или замаслены тормоза

Тормоза слишком затянуты

Чрезмерно нагревается корпус заднего моста

Трактор плохо поворачивается

То же

Трактор поворачивается рывками

Рулевое управление и тормоза колесных тракторов

Изношены рулевой механизм н шарнирные сочленения рулевого управления

Неисправен рулевой механизм (заедает червячное зацепление, разрегулирован гидроусилитель и др.)

Изношены или замаслены диски (колодки) тормозов

Большой свободный ход рулевого колеса

Большое усилие на ободе рулевого колеса при осуществлении поворотов

Тормоза не держат

Продолжение

Наименование узлов н агрегатов

Признаки неисправностей

н нх неисправности

Ходовая система гусеничных

тракторов

Изношены гусеничные цепи

Большие зазоры между проушинами и паль

и ведущие колеса

цами гусениц. Возможно проскакиваиие гусе

ницы на ведущем колесе и соскакивание ее при

Изношены направляющие ко

крутых поворотах

Сильный шум и стуки в механизмах ходовой

леса, опорные катки, поддержи

системы при движении трактора. При поворо

вающие ролики, а также под

тах возможно соскакивание гусеницы (из-за

шипники этих узлов

перекосов)

Ходовая система колесных

тракторов

Изношены протекторы шин

Плохое сцепление колес с почвой (трактор

передних и задних колес, тре

буксует). Повреждение камер покрышками

щины в шинах, расслоение

ТТ N П

и др.

Изношены подшипники перед

Затруднено управление трактором, что легко

них колес, втулки, шкворни,

обнаруживается при обработке междурядий

шарнирные соединения

Гидравлическая система

Изношен насос гидросистемы

Навешенное орудие не поднимается или под

нимается слишком медленно. Сильно нагревает

ся корпус насоса

Неисправен или изношен рас

Навешенное орудие не поднимается или под

пределитель

нимается слишком медленно. Сильно нагре

ваются все трубопроводы большого диаметра

Неисправен силовой цилиндр

Навешенное орудие не поднимается или под

(изношены уплотнения)

нимается слишком медленно. Нагреваются все

трубопроводы большого и малого диаметров

Изношены золотник распре

Навешенное орудие не удерживается в транс

делителя и уплотнения силово

портном положении или дает большую усадку

го цилиндра

Рукоятки распределителя не фиксируются

Чрезмерно низкое давление

срабатывания автоматов золот

в рабочих положениях

ников

Давление открытия предохра

Рукоятки распределителя не возвращаются

нительного клапана ниже давле

автоматически из рабочих положений в ней

ния срабатывания автоматов

тральное

золотников

Неисправен замедлительный

Опускание навешенного орудия происходит

клапан силового цилиндра

резко

Подсасывается воздух во вса

В баке гидросистемы вспенивается масло

сывающую магистраль

Навешенное орудие не поднимается или не

Загрязнены или зависают

клапаны распределителя

опускается

Перекрыто проходное сечение

Навешенное орудие не поднимается или не

запорного устройства

опускается

Заклинился клапан ограни

То же

чения хода поршня в цилиндре

Наблюдается течь масла через уплотнения

Загрязнен основной фильтр

гидросистемы

распределителя и сливного трубопровода

Продолжение

Наименование узлов и агрегатов и нх неисправности

Признаки неисправностей

Электрооборудование

Неисправна цепь генератор — реле-регулятор — аккумуляторная батарея

Обрыв цепи обмотки возбуждения

Изношены подшипники генератора

Неисправен (разрегулировался) реле-регулятор

Произошло короткое замыкание между пластинами аккумуляторной батареи или разрушение пластин

Нарушена регулировка стартера

Шестерня привода не выходит из зацепления с вендом маховика

После запуска двигателя генератор не дает зарядного тока или дает малый зарядный ток (при не полностью заряженной батарее)

Генератор не возбуждается

Шум и стуки в генераторе

Отсутствует зарядный ток, Слишком слабый или, наоборот, сильный зарядный ток

Аккумуляторная батарея разряжается

Якорь стартера вращается с большой частотой, но не проворачивает коленчатого вала двигателя. При включении стартера слышен скрежет

После запуска двигателя якорь стартера продолжает вращаться

К неисправностям генераторных установок переменного тока относятся: плохое крепление соединительных проводов на клеммах генератора, реле-регулятора и выпрямителя, зависание щеток генератора, повреждение изоляции и замыкание обмоток, размагничивание ротора, пробой шайб выпрямителя. При возникновении перечисленных неисправностей аккумуляторная батарея не заряжается или заряжается не полностью. Если зависают щетки, повреждены обмотки и размагничен ротор, понижается или полностью отсутствует напряжение на клеммах генератора. Пробой шайб выпрямителя можно обнаружить внешним осмотром: подгорание селенового слоя указывает на пробой шайб.

Стартеры могут иметь следующие неисправности: окисление наконечников и штырей в цепи стартера, а также контактов тягового реле и реле включения стартера, замасливание, загрязнение и обго-рание коллектора и щеток, зависание щеток и уменьшение натяжения пружин щеткодержателей, обрыв удерживающей обмотки реле, замыкание обмоток якоря и возбуждения. В этих случаях стартер не работает или имеет пониженную мощность.

Наблюдаются также частые случаи нарушения регулировок стартера. При нарушении регулировки момента включения стартера (момента замыкания контактов включателя) шестерня- привода не входит в зацепление с венцом маховика. Стартер может не работать по причине нарушения регулировки включателя стартера из-за чрезмерного износа контактов. В случае поломки пружины рычага включения шестерня привода не выходит из зацепления с венцом маховика.